«Сейчас там [в Лисичанске] становится лучше: когда только приехал, не было света, тепла и газа. Сейчас уже город полностью газифицировали и начинают постепенно давать воду. Но все равно условия оставляют желать лучшего: нет связи и света. А без этого очень сложно, особенно зимой», – так описывает обстановку в Лисичанске детский хирург из Альметьевска Кирилл Булатов.
В конце декабря он вернулся из командировки из ЛНР, куда добровольно уехал осенью прошлого года. За время командировки врач в шестом поколении осмотрел больше тысячи маленьких пациентов, а также взрослых. По просьбе татарстанского хирурга его также допустили в местный военный госпиталь, к слову – это единственное место, где есть условия для проведения операций. Там он спасал жизни раненых военнослужащих.
«Там дети особо не жалуются»
В Лисичанск Кирилл Булатов – заведующий отделением детской хирургии ДГБ Альметьевска – по собственной инициативе отправился в конце осени прошлого года. В городе, где проживают около 40 тысяч взрослых и 2 тысяч детей, отсутствуют детские врачи. Также практически нет условий для приема – долгое время в городе не было воды и электроэнергии. После пары дней работы в стенах местных поликлиник Кирилл отправился по школам. Ограничено функционируют в Лисичанске, который растянулся на 43 километра в длину, всего четыре учебных заведения.
«Принимал я пару дней в поликлинике, но в основном в разных школах. На данный момент там функционируют четыре школы. Детишки раз в неделю приходят, получают задания и уходят домой. Учителя собирали классы или из близлежащих домов приводили тоже в школу, и там я смотрел детишек», – вспоминает врач.
Кирилл Булатов отмечает разительное отличие своих лисичанских пациентов, которые довольно сдержаны в жалобах на самочувствие. Говорит, что поначалу приходилось буквально агитировать пройти медосмотр.
«Там [в Лисичанске] дети особо не жалуются, сами понимаете, какие условия. Они зажаты. Нет такого, как у нас – поцарапал палец – идешь в поликлинику. Там мы сами агитировали, чтобы всех осмотреть, провести профосмотр, выявить какие-то патологии, которые требуют дальнейшего лечения, и по возможности отправить в наши стационары, чтобы исправить ситуацию», – говорит он, уточняя, что для дальнейшего лечение за пределами Лисичанска отобрал около 40 пациентов.
В числе наиболее частых недугов детей – неврологические и психиатрические отклонения.
«Хирургические вопросы свои, которые я выявлял – это водянки, грыжи – они не требуют быстрого решения, могут подождать, детишки с этим живут, дискомфорта это пока что никакого не вызывает и может подождать некоторое время. Это второстепенное. Может, откроется стационар уже в Лисичанске – он постепенно восстанавливается, это подождет. Это [нуждающихся в лечении в стационарах] больше неврологических патологий, психиатрических, есть эндокринологические, такие вот вещи. Я вторично выявлял, ведь как врач-хирург я, конечно, не могу смотреть и ставить диагноз неврологический, но визуально это видно и родители рассказывают об этом», – говорит собеседник.
«Даже в Луганске плановая хирургия еще не началась»
За время командировки специалист осмотрел 1,2 тыс. детей. Порой в день было свыше 85 обращений. После профосмотра детей Кирилл оперировал раненых в военном госпитале. Там хирург работал с огнестрельными и осколочными ранениями.
«Я сам пришел, попросился [оперировать в военном госпитале], меня взяли, и достаточно продуктивно там поработали. Районный госпиталь – это единственное место, где можно оперировать, который акцентирован на раненых солдатах. Но если будет что-то экстренное у ребенка, его, конечно, возьмут там. Но плановые вещи там не делают. Даже в Луганске плановая хирургия еще не началась», – рассказывает хирург.
Собеседник признается, что непременно вновь отправится в Лисичанск, если это будет необходимо. Пока он сосредоточился на своих пациентах из Альметьевска. Врач планирует собрать гуманитарную помощь в виде медикаментов. Кроме них нужны зимние вещи и термобелье.
«Исключительно положительно встречали [в Лисичанске]. Все были рады нашему приезду. И ждут, что в дальнейшем поддержка будет продолжаться. Они очень рады, что Россия помогает и ждали прихода России», – заключил Кирилл Булатов.