Его первая линия состояла из пяти станций общей длиной пути 7,1 км. Первыми пассажирами казанской подземки стали Президент России Владимир Путин, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и Президент Татарстана Минтимер Шаймиев.
О том, как готовились к открытию первого на постсоветском пространстве метрополитена, «КВ» рассказал его бессменный руководитель - генеральный директор МУП «Метроэлектротранс» Асфан Галявов.
Как все начиналось
- Асфан Галямович, вы возглавили предприятие «Казанский метрополитен» в канун 1000-летия Казани - в 2004 году. Это стало для вас приятной неожиданностью или логичным продолжением карьеры?
- Одновременно и да, и нет. Так сложилась судьба, что вся моя жизнь оказалась тесно связана с городским пассажирским транспортом. В 2001 году по рекомендации мэра Казани меня назначили руководителем «Казгорэлектротранса», которое стало базой для создания «Метроэлектротранса». Новое предприятие объединило наземный электрический транспорт - трамваи, троллейбусы и новый для столицы Татарстана вид транспорта метрополитен. Но неожиданностью это назвать нельзя. Мы тщательно готовились к этому знаковому событию для Казани - строительству татарстанского метро.
Самые знаковые события из истории казанского метро
1976 год. Архитекторы-градостроители обосновывают необходимость строительства метрополитена в столице РТ. По заказу председателя исполкома А.Бондаренко НИИ «Нижегородметропроект» разработал первый проект строительства.
1984 год. Утверждена комплексная транспортная схема Казани, предусматривающая строительство метро.
1986 год. Разработано технико-экономическое обоснование - это три линии общей протяженностью 46 км.
1996 год. По поручению Президента РФ правительство России распоряжением от 12.07.1996 приняло решение о строительстве метрополитена в Казани и его финансировании начиная с 1997 года.
Приказом министра строительства РФ от 30.12.1996 утвержден проект строительства первоочередного участка первой линии метрополитена в Казани протяженностью 11,3 км, состоящего из 7 станций от станции «Горки» до станции «Ленинская», а также электродепо, инженерного корпуса и железнодорожной ветки в электродепо.
14 декабря 1996 года. Постановлением правительства Татарстана и в соответствии с утвержденной Программой строительства метрополитена на 1997 - 2023 гг. утвержден технический проект пускового участка. Генеральным проектировщиком выступил институт «Казгражданпроект», по субподряду привлекается и институт «Ленметрогипротранс».
1997 год. Начато строительство казанского метро.
2000 год. Началась подземная проходка тоннелей.
2003 - 2005 годы. Самые активные строительные работы на первом пусковом участке будущего метро. Основное строительное предприятие - «Казметрострой», на помощь привлекаются и иногородние организации. В работе одновременно используются 8 тоннелепроходческих комплексов. А все станции сооружаются открытым способом.
- Асфан Галямович, конечно, самым волнующим и запомнившимся событием для вас и коллектива стало открытие метрополитена 27 августа 2005 года, когда на торжественную церемонию прибыли руководитель страны Владимир Путин и глава Татарстана Минтимер Шаймиев. А какие еще знаковые события были за эти десять лет истории казанского метро?
- Ввод в эксплуатацию станции «Проспект Победы». Именно тогда стало окончательно ясно: проект «Казанский метрополитен» - это всерьез и надолго. Коллектив нашего предприятия вздохнул с облегчением - метро будет строиться и дальше. А это значит, что у каждого нашего работника в жизни открываются надежные и долгосрочные перспективы. Сейчас можно признаться откровенно - первый участок из пяти станций оказался не слишком популярным и являлся скорее аттракционом для туристов. Суточный поток составлял 15 - 20 тыс. пассажиров. Что неудивительно - ведь три из пяти станций находились в центре. Еще две расположились в жилых массивах с небольшой плотностью населения. Метрополитен надо было строить дальше. И Татарстан ввел в эксплуатацию еще две станции - «Проспект Победы» (2008 год) в густонаселенном районе микрорайона «Горки» и заречную «Козью слободу» (2010 год). После ввода этих ключевых станций пассажиропоток в будние дни поднялся до 70 тысяч пассажиров.
- Новой вехой развития Казани после тысячелетия стала Универсиада...
- При финансовой поддержке федерального центра к началу Всемирных студенческих игр - 2013 линию нашего метро продолжили и построили участок сразу из трех станций - «Яшьлек», «Северный вокзал» и «Авиастроительная». Осуществленный в сжатые сроки проект позволил разгрузить дороги, улучшить транспортное обслуживание казанцев и доступность спортобъектов. Теперь линия метро соединяет две части города, расположенные на разных берегах реки Казанки. Вдоль этого направления расположены основные объекты деловой, культурной и спортивной инфраструктуры. Линия связывает два крупнейших жилых массива и проходит через центр города. Время в пути от конечной до конечной - от станции «Проспект Победы» до станции «Авиастроительная» - составляет 23 минуты. А среднее количество перевозимых пассажиров в сутки дошло до 140 тысяч человек.
- Где вы брали кадры?
- Отмечу важный психологический фактор введения в эксплуатацию станции «Проспект Победы» в 2008 году. Когда мы увидели, что строительству Казанского метро уделяется такое важное и пристальное внимание со стороны руководства республики и города, исходя из этих долгосрочных перспектив, создали на предприятии собственный учебный центр. Он начал подготовку специалистов не только для метрополитена, но и для других транспортных организаций - автобусных, наземного электрического транспорта. На основе учебного центра мы создали лицей, а затем уже и техникум наземного и подземного транспорта. Сейчас техникум полностью обеспечивает квалифицированными кадрами метрополитен и наш наземный электротранспорт - троллейбусы, трамваи. Более того, лицей стал кузницей кадров для всей транспортной отрасли Татарстана. А начиналось все с группы из 60 человек, которую перед открытием метро отправили на учебу к коллегам - в Санкт-Петербургский метрополитен. Там они прошли обучение и стали первыми машинистами составов казанской подземки, а затем и инструкторами по обучению новых наборов водителей подземного транспорта.
- Правда, что сейчас поезда метрополитена не нуждаются в машинистах, а составами управляет автоматика? Не опасно доверять жизнь пассажиров электронике?
- Действительно, поезда у нас ходят в автоматическом режиме, который так и называется: автоведение. Но в кабине поезда обязательно находится машинист. Он наблюдает, как работают все системы состава, и в любой момент готов взять на себя управление, так что безопасность пассажиров контролируется неукоснительно. Задача человека - контролировать автоматику. А в остальном - да, поезда Казанского метрополитена работают в полном автоматическом режиме: сами останавливаются, объявляют остановки, сами открывают и закрывают двери и двигаются дальше самостоятельно по маршруту.
Взгляд в будущее
- Как идет строительство станции «Дубравная»?
- Работы ведутся по плану и в графике, претензий к строителям нет. Планируем, что ввод этой станции в эксплуатацию будет осуществлен в 2016 году, по сложившейся традиции - в День республики и День города, 30 августа. С этой станции будет сделан пешеходный переход на станцию «Фучика», которая положит начало следующей ветке метрополитена с маршрутом Азино - Квартала. Отсюда, с «Дубравной», пассажиры будут переходить по пешеходному коридору с одной линии метро на другую - так же, как в Москве.
- Не увеличится ли время ожидания поезда с вводом в эксплуатацию «Дубравной»?
- Сейчас интервал движения составляет 5,02 минуты в часы пик (с 7 до 10 утра и с 17 до 20 часов). В межпиковое время интервал между поездами 8 минут. Чтобы сохранить его после запуска станции «Дубравная», нам необходимо еще три поезда. Запрос об их приобретении отправлен на рассмотрение правительству республики.
- Ожидается ли в ближайшее время повышение стоимости проезда в метрополитене?
- Нет.
- Как отметил Казанский метрополитен свой десятилетний юбилей?
- Лучшие сотрудники предприятия «Метроэлектротранс», те, кто активно участвует в строительстве и эксплуатации метро, отмечены наградами правительства Татарстана, мэра Казани и нашими ведомственными. А для всех жителей и гостей Казани мы подготовили свой собственный уникальный подарок, который может увидеть каждый: на всех станциях метрополитена работает выставка фотографий - запечатленная в кадрах документальная хроника истории создания татарстанского метро.
В заключение хочется искренне поздравить с юбилеем коллектив метрополитена и всех жителей Казани. Желаем вам, чтобы в пути вас ожидали только запланированные остановки, чтобы скорости развития были космическими, а пассажиры - всегда уверенными в своей безопасности!