Главный режиссер Тинчуринского театра Рашид Загидуллин, за творчеством которого я слежу давно и заинтересованно, на этот раз решил удивить зрителей не новаторскими изысками, не буйством красок, а предельной простотой. Такой строгой формы требует серьезность разговора - о жизненной стойкости, несгибаемости духа. В наше нелегкое время драма тридцатилетней давности звучит актуально, хотя и далека от прямолинейной злободневности.
В спектакле немало добротных актерских работ. Думаю, на сегодняшний день Мадина - лучшая роль Джамили Асфандияровой в театре. Пропустив через собственное сердце судьбу Мадины, актриса рисует ее абсолютно безыскусной, естественной, жизнеподобной. Ее Мадина при всей ее цельности характера то усталая, терпеливо-внимательная дочь больной матери, то раскрывшаяся будто весенний цветок, наполненная счастьем в сценах с любимым Мирзануром, то жесткая, не принимающая стяжательства родного брата Исхака, то вся застывшая от горя после предательства мужа, гибели дочери, но не сдавшаяся, не потерявшая присутствия духа, даже когда потеряла зрение...
Кроме Мадины в спектакле еще можно выделить целый ряд ярких образов. Очень убедителен Наиль Шайхетдинов в непростой роли Автора. Этот умный, сдержанный человек пытается завести с Мадиной диалог, победить выдуманную им героиню, заставить ее заплакать. Но Мадина не сдается, и, как это часто бывает в литературе и театре, начинает жить по логике собственного характера.
Шамиль Фасхутдинов рисует своего героя Мирзанура недалеким, простоватым парнем, явно уступающим по глубине человеческой сути Мадине. Актер, используя внутреннюю логику и внешнюю форму, точно раскрывает линию развития неодно-значного характера.
Правдивая, искренняя актриса Ляля Миннуллина, в течение десятилетий игравшая девушек, молодых женщин, постепенно перешла на роли возрастных персонажей. В небольшой роли старой больной Разии актриса нашла типичные черты, характерные для уставших от жизни, нервных женщин.
Ярко работает Зуфар Харисов. Его Исхак, внешне обаятельный, на поверку оказывается эгоцентричным, наглым стяжателем, вызывая омерзение зрителей.
Спектакль получился откровенно актерским, и его достоинство в ощущении правды жизни. Сегодня, в пору жестокости, потери духовности, говорить со сцены во весь голос о доброте, человечности - это одна из самых важных и нужных тем сценического искусства.
Ильтани ИЛЯЛОВА.
СПРАВКА «КВ»
Драму «Без луны - звезда нам светит!» Туфан Миннуллин написал в 70-е годы прошлого века. Впервые она была поставлена в Альметьевском татарском драматическом театре в 1978 году. За тот спектакль режиссер Гали Хусаинов и исполнительница главной роли Дамира Кузаева были удостоены Государственной премии имени Г.Тукая.