В соревнованиях такого ранга яхты под российским флагом и флагом Федерации парусного спорта РФ выступали впервые. И сразу победа! Наш экипаж шел на легендарной яхте «Алые паруса», на которой Федор Конюхов совершил кругосветное путешествие.В том же году в составе российской сборной Айрат стал победителем международной трансатлантической гонки на яхте BIG ONE. Они прошли свыше 3000 миль, обогнав главного соперника всего на 13 минут. Это для многодневной регаты что сотые доли секунды для бегунов. Совсем недавно сдал сложнейшие экзамены по яхтенному делу и получил профессиональную лицензию яхт-мастера. После экзаменов он приехал домой, а уже через несколько дней улетел на Карибы, на очередную регату – их команда погонит лодку через Атлантику в Хорватию. Практически перед самым отлетом «КВ» удалось пообщаться с Айратом. Самая большая опасность – штиль- Откуда у вас такое влечение к морю?- Мне всегда нравилась водная стихия. А яхтингом серьезно занимаюсь не так долго – всего года три. Раньше это было просто хобби. Но с каждым годом убеждаюсь, что это дело моей жизни. Был у меня непростой момент, связанный с работой. Бизнес требовал постоянного внимания, контроля, и мне пришлось выбирать – либо бизнес, либо море. Я понял, что жизнь одна, и если хочешь, чтобы она не прошла напрасно, надо заниматься тем, что доставляет тебе наибольшее удовольствие. Я выбрал море. - Что современного человека тянет в море – романтика, жажда приключений? - Море – это живое существо, к нему нельзя относиться с пренебрежением. Оно позволяет человеку разобраться в самом себе. Обманывать других и себя там невозможно. В море ты такой, какой есть, настоящий. Здесь ты доверяешь свою жизнь команде, и каждый из команды доверяет свою жизнь тебе. Если с тобой что-то случается, ребята берут твою часть работы на себя, несмотря на то что сами с ног валятся от усталости. В море ты начинаешь осознавать, многое, что на суше считал очень значимым, на самом деле тебе не нужно. Мы стали рабами мобильного телефона, компьютера, интернета и других вещей – без них современный человек не может представить своей жизни. У многих по два-три телефона, по нескольку ноутбуков и телевизоров в доме... - От чего вам сложнее всего было отказаться?- Наверное, от сотового телефона. Первые два-три дня без него ощущаешь какой-то дискомфорт. Но потом понимаешь, как это здорово - чувствовать себя свободным от этой игрушки! А выходишь на берег, телефон включается и звонит беспрестанно. Сначала это раздражает, потом снова привыкаешь. - Были моменты, когда в море становилось по-настоящему страшно?- Да, у моряков не зря есть такая пословица: «Кто в море не ходил, тот Богу не молился». Когда попадаешь в шторм, когда волны выше двух метров и такая качка продолжается три-четыре дня, выдержать это совсем не просто. Но меня больше пугает штиль... Возникает такое ощущение, что время остановилось.- Как пел Андрей Макаревич: «Гораздо трудней не свихнуться со скуки. И выдержать полный штиль...» - Абсолютно точно! Штиль - самая большая опасность для команды. Здесь очень многое зависит от капитана. Он должен найти работу для каждого. Сначала я удивлялся, почему нас постоянно что-то заставляют делать, но потом понял: это единственно правильное решение – каждый человек на борту должен быть чем-то занят. Демократии в море не может быть никакой. На корабле четкое распределение обязанностей. И это правильно. Иначе на море нельзя. Женщина под парусом не всегда к беде...- А правда, что женщина на корабле к несчастью? - Если женщина вносит свой вклад в команду и на нее можно положиться, то нет. Надо понимать, что ходить под парусами - очень серьезная физическая нагрузка. Не каждому здоровому крепкому мужчине это под силу. Но женщины в парусном спорте есть. Вот, например, на экзаменах на яхт-мастера нас было 8 человек. С первого раза экзамены сдали только трое из нас, в том числе и одна девушка. - Сколько времени в году вы находитесь дома, а сколько в море?- Дома бываю очень мало. Когда отходишь на километр от моря, сразу чувствуешь, как меняется воздух. Дышать становится труднее, потому что все дальше от целебного морского воздуха. Я, как и все, люблю землю. Но для кого-то море милее с берега, а для меня берег милее с моря. Это не значит, что я ухожу от каких-то своих проблем. Нет, ни в коем случае. На самом деле после возвращения на берег все накопившиеся на суше вопросы получается решать быстро, не распыляясь по мелочам. - Нет желания совершить кругосветное путешествие на яхте?- В этом году мы уже предприняли такую попытку. Вышли из Исландии, погнали лодку до Хорватии и Испании, где готовили ее к кругосветке. Пошли через океан до Бразилии, Аргентины, потом попали в шторм - и лодка сломалась. Сейчас она стоит на ремонте в Кейптауне. Но все к лучшему. Если бы мы не сломались и продолжили путешествие, то примерно в середине марта должны были быть у Японии. А там как раз в это время произошло землетрясение. Кто знает, от чего нас Бог уберег... - Правда, что яхты – это спорт и отдых для богатых?- Это миф! Кто хочет, тот всегда найдет средства и возможности, чтобы заниматься любимым делом. В яхтенных школах, куда может прийти каждый, первоначальный курс обучения стоит 500 - 600 евро. Сама яхта – удовольствие недешевое. Но арендовать ее – это вполне реально. Например, аренда на неделю обойдется в 1000 долларов. Если у вас соберется компания 8 - 10 человек, то получается по 100 - 120 долларов с человека. Это совсем недорого за неделю прекрасного отдыха на море в компании друзей. И яхту можно выбирать. Если любите скорость, то вам подойдет гоночная лодка. А если хотите отдохнуть всей семьей, с детьми - комфортная круизная яхта.КСТАТИ. Рекорд трансатлантической гонки – 11 дней 5 часов 32 минуты. Он был установлен в 2006 году итальянской командой и до сих пор не побит.
Айрат Шакиров: Кто в море не ходил, тот Богу не молился
Казанский бизнесмен Айрат Шакиров в 2009 году в составе международного экипажа в качестве матроса участвовал в карибской регате «Азорские острова - Фалмут».