"БАБАЙ-РЕСУРС", ИЛИ ОБЪЯСНЯЮТ ЛИ ЧТО-НИБУДЬ РЕЙТИНГИ?

Седьмого ноября официально началась кампания по выборам в Государственную думу РФ в средствах массовой информации.

news_top_970_100

Седьмого ноября официально началась кампания по выборам в Государственную думу РФ в средствах массовой информации. Однако вряд ли она уже изменит расклад сил и влияния партий на электорат. Те, кто 7 декабря пойдут на выборы, наверняка определились в своих симпатиях и за месяц мнения своего не изменят. Колеблющиеся, или «барабанщики» (те, кому «по барабану»), вряд ли придут на избирательные участки. Мол, если не знаешь, за кого голосовать, то зачем и идти? Тем не менее идти стоит. Ведь неучастие в выборах - это тоже участие. Молчаливое согласие, что с нами можно делать все, что власти захотят.

А если голосовать, то как определиться? Представим себе идеального избирателя: вот он идет в читальный зал и листает подшивки газет, ищет предвыборные платформы партий. Нет, пожалуй, нынешний продвинутый гражданин просто вынет из Интернета программы партий и проведет их компьютерный анализ...

Реальный избиратель, думаю, вряд ли станет читать призывы. В путинской России программы даже оппозиционных партий скроены под курс Кремля. Все за реформы, все за сильную и богатую Россию - и в этом партии мало чем друг от друга отличаются. И способы достижения этих благих пожеланий у партий почти одинаково утопичны.

И все же, каковы критерии выбора? На чем основывается выбор, который большинство россиян для себя уже сделало?

Недавно я побывал в Москве на семинаре клуба региональной журналистики «Из первых уст» (их проводит «Открытая Россия» для работников региональных СМИ). Обсуждались проблемы гражданского общества, особенности реформ в экономике, пенсионном обеспечении, техническом регулировании. Разумеется, организаторы (автор проекта и ведущая семинара - известный российский журналист Ирина Ясина) не обошли стороной и приближающиеся выборы.

Было интересно послушать коллег из других регионов - от Белого моря до Японского, от Кубани до Камчатки. Оказывается, у многих предвыборная агитация принимает самые агрессивные формы. Старый лозунг «Голосуй, а то проиграешь!» снова взят на вооружение, но теперь звучит ультимативно: смотри, мол, не вздумай брыкаться, голосуй за кого тебе говорят...

Послушаешь иные истории - и Казань кажется таким тихим и мирным уголком. Во всяком случае, такого давления на избирателя у нас пока не наблюдалось.

Московские аналитики, кстати, оценивают Татарстан как стабильный и вполне предсказуемый предвыборный регион. Согласно опросу Центра стратегического анализа и прогноза, который проводился 11 - 13 октября совместно с Центром исследований общественного мнения «Глас народа» по заказу межрегионального СМИ-клуба среди 75 политологов и журналистов ряда регионов Приволжского федерального округа, предвыборный потенциал партии «Единая Россия» (8,11 балла) в Татарстане более чем вдвое превышает показатели ее ближайших конкурентов - КПРФ и «Яблока», Народной партии и СПС (4,00, 3,73, 3,47 и 3,40 соответственно, погрешность = 3%).

Интересно, что вместо ни о чем не говорящей процентовки голосов избирателей эксперты оперируют понятием «потенциал партий». Деятельность десяти партий оценивали по 10-балльной системе по десяти различным направлениям - административному, программно-идеологическому и финансовому ресурсу, партийным структурам в регионах, творческому потенциалу предвыборных штабов, популярности лидеров, яркости PR-акций и другим. С административным и финансовым ресурсом все ясно, но вот по творческому потенциалу «единороссы» почему-то оказались на пятом месте. Выходит, не все получается у предвыборного штаба? А то, что столичные аналитики назвали «бабай-ресурсом», может, всего лишь выражение доверия республики к своему руководителю? Люди просто голосуют за стабильность и предсказуемость.

В любом случае такая методика дает более полную картину настроений в обществе, показывает ситуацию более емко, нежели надоевшие рейтинги.

Александр ВОРОНИН.

news_right_column_240_400