Вот как объяснить матери, что ты взрослый восемнадцатилетний человек? У Игоря это не получилось. Когда он садился в Альметьевске в автобус до Казани, мать причитала так, будто разделять их теперь будет как минимум океан, а не 250 с небольшим километров.
И почему родители так не хотят отпускать детей в самостоятельную жизнь? Жил бы Игорь тогда, как ему хотелось, в университетском общежитии, познавая все тяготы и радости жизни в сопутствующих обстоятельствах. Нет же, отправили жить к бабке, от которой, похоже, сами сбежали в свое время.
Казань встретила парня невыносимой жарой, но даже это не могло испортить ему настроение. Ведь наступала взрослая жизнь! И он, Игорь, теперь не школьник, а студент, будет жить в большом городе. Даже предстоящее соседство с престарелой бабушкой не казалось такой уж страшной перспективой.
Такие мысли роились в беспокойной голове Игоря, пока он проделал короткий путь от автовокзала до улицы Карима Тинчурина, где в старой многоэтажке жила бабушка.
- Привет, бабуль! - поприветствовал ее Игорь, когда та открыла дверь. - Папа с мамой тебе тут гостинцы передали.
- Приветы подружкам своим раздавать будешь, - ответила бабушка, окинув парня скептическим взглядом. - Ко мне будь добр обращаться соответствующе - Тамара Сергеевна, причем на «вы».
- Извините, - пробормотал опешивший Игорь.
Со своей родной бабушкой - мамой отца - он был знаком слабо. Родители Игоря переехали из ее квартиры в Альметьевск, когда ему еще не было и двух лет. «И слава богу, хоть вздохнуть можно спокойно», - говорила об этом мама даже спустя много лет. С тех пор Игорь видел бабушку лишь несколько раз, в основном на ее юбилеях.
- Она у меня хорошая, просто командовать привыкла, - объяснял виновато отец.
В последнем факте Игорь убедился очень быстро. Тамара Сергеевна оказалась дамой строгой и, мягко говоря, педантичной.
- Тамара Сергеевна, мне бы вещи постирать. Машинкой воспользоваться можно? - спросил Игорь через пару дней.
- У меня еще белья грязного столько не накопилось. Подожди пару дней, нечего воду с электричеством переводить.
Игорь недоумевал, но терпел, грея себя мыслью, что скоро начнутся занятия, у него появятся новые знакомые и друзья. Тогда в квартире бабушки можно будет появляться реже.
Но он ошибался. Через несколько дней после начала учебного года Игорь вместе с одногруппниками решил отпраздновать знакомство: гуляли по городу, пили дешевое пиво и вино. В общем, наслаждались долгожданной свободой и началом взрослой жизни. Но, вернувшись домой за полночь, Игорь обнаружил запертую изнутри дверь с запиской: «Ночуй там, где гулял».
- Придешь домой пьяным или не придешь ночевать без предупреждения - позвоню отцу и выставлю тебя. Ясно?
Игорю хотелось ответить, что он уже взрослый, но почему-то вспомнились слова Малыша из мультика про Карлсона: «Представляю, что скажет папа…»
- И как это понимать? - спросила бабушка Игоря спустя пару месяцев, показывая зажатую в руке женскую заколку.
Предмет этот принадлежал однокурснице, которую Игорь приглашал к себе, когда бабушка была в гостях у подруги.
Игорь покраснел. Хотелось снова ответить, что он уже взрослый, а это - всего лишь заколка, а не белье.
- Я понимаю, что в твоем возрасте у парней повышенный интерес к девушкам, - продолжала тем временем бабушка. - Но водить их втихаря в мой дом не позволю.
Так со скрипом Игорь привыкал жить с Тамарой Сергеевной. А спустя полгода неожиданно для себя понял, что ему с ней вполне комфортно. Ничего сверхъестественного в ее требованиях не было, зато дома всегда ждал вкусный ужин. Бабушка же зауважала Игоря после первой сданной на отлично сессии и найденной вечерней подработки.
- Игорек, пожалуйста, освободи комнату, в моей пока поживешь, - сказала в один день бабушка. - Тетя твоя к нам приедет с семьей.
Про свою тетю Иру Игорь знал совсем мало, потому как она вышла замуж и уехала в Омск, когда его еще и в проекте не было. Парень только слышал от отца, что бабушка любила ее куда больше.
- Мы решили в Казань переехать, - заявила тетя Ира, едва оказавшись на пороге.
С тех пор их размеренная жизнь изменилась до неузнаваемости. Тетя Ира с мужем и шестилетним сыном, казалось, заняли всю квартиру. И дело было не столько в многочисленных вещах, которые они привезли с собой, сколько в их манере поведения. Продукты они не покупали, зато подъедали все, что находили в холодильнике. Мальчик Паша оказался типичным поздним ребенком - капризным и избалованным - и целый день мотал нервы окружающим. При этом стоило попытаться поставить его на место, как появлялась мать с криками: «Вы что, это же ребенок!» Поиском работы и съемного жилья ни Ира, ни ее муж не занимались. А генеральский характер бабушки вдруг куда-то испарился. Через месяц Игорь узнал, что Ира отвезла бабушку к нотариусу, где было переписано завещание. Естественно, единственной наследницей квартиры стала она.
Игорь пытался вмешаться, но его тут же осадили, мол, тебя не спрашивали, пацан. Смирившись, он уже подумывал, куда переехать, но однажды пришел домой и увидел, как бабушка тихо плачет на кухне.
- Бабуль, что случилось? - от волнения он забыл, что бабушка не любит такого обращения.
- Да что-то с сердцем нехорошо, - отмахнулась она.
Игорь открыл шкафчик с лекарствами, но обнаружил там пустые пузырьки из-под капель.
- Почему пузырьки пустые? - спросил он у Иры, зайдя в комнату.
- Ой, Пашенька с ними в химика играл, я забыла новые купить, - беспечно отозвалась женщина.
Игорь побелел от злости.
- Вот что, захотела вам Тамара Сергеевна квартиру в наследство оставить - пусть, это ее решение, - процедил он. - А вот в могилу ее раньше времени загнать я не позволю. Так что собирайте свои вещи и езжайте куда хотите.
В его голосе было что-то такое, что не позволило ни перебить, ни ответить.
- Правда, уезжайте, видеть вас больше не могу! - сказала появившаяся рядом бабушка. - Я для тебя, Ирочка, в жизни немало сделала. Можешь считать меня плохой матерью, Бог мне судья.
Уже на следующий день семья Иры уехала.
- Спасибо тебе, сынок, не ожидала, - сказала Игорю вечером за чаем бабушка. - А квартиру я лучше на тебя перепишу.