С 18 по 20 апреля в Казани прошел II открытый Международный фестиваль хореографическихучилищ и школ. Одним из организаторов фестиваля стало Казанское хореографическое училище и его художественный руководитель Нинель ЮЛТЫЕВА.
- Нинель Даутовна, как ощущает себя человек, о котором написана не просто книга, а целый роман?
- Любопытно, конечно... Тайфур Сагитов живет в Уфе, там, где и мой брат. Когда я была у брата, он позвонил, мы познакомились, долго разговаривали, и он предложил написать обо мне роман. Я согласилась, и он на мое 75-летие сделал подарок - привез только что отпечатанный первый том романа и вручил мне его прямо на сцене.
- В 1956 году открылось новое здание театра оперы и балета им. Джалиля. Как это происходило?
- Непросто. Внешне здание действительно смотрелось великолепно. Но когда мы заглянули в балетный класс, то пришли в ужас, потому что пол в зале был паркетный! На таком полу танцевать нельзя. Но проектировщики о таких мелочах не думали. По нашему требованию полы срочно стали перестилать, пока никто из артистов не получил травмы. Еще в том зале с двух сторон были галереи и окна. Во время репетиций резонанс получался страшный и дуло очень. И снова мы попросили все это закрыть и поставить зеркала.
- А сейчас хореографическое училище готовится к другому не менее историческому событию - открытию своего театра...
- Да, это большая радость - в училище скоро появится свой театр. Настоящий - со сценой, зрительным залом, фойе... Уже заканчиваются отделочные работы в зале.
Теперь главная необходимость училища - интернат. Не имея интерната, мы не можем принимать талантливых детей из других городов и районов Татарстана. Некоторые иногородние ребята так хотят учиться балету, что все-таки решаются уехать из дома, поступают в училище. Но жить им приходится на съемных квартирах и платить за это немалые деньги.
При всех хореографических училищах есть интернаты. И это правильно, потому что практически все время дети проводят в училище: общеобразовательные уроки, репетиции, спектакли - это специфика нашей учебы.
- Под интернат хореографического училища выделено здание...
- Проект отличный. Но второй год под него не выделяют деньги. Мы надеемся, что дело все-таки сдвинется с мертвой точки.
- В интернате будут жить только приезжие или ребята из Казани тоже должны на время учебы оставить свои семьи?
- В идеале все наши ученики должны жить в интернате.
- А это хорошо, что ребенок попадает в такой достаточно замкнутый мир?
- Хорошо. Потому что век танцовщика недолог - максимум двадцать лет. Все. Потом пенсия. И если он хочет достичь каких-то вершин в искусстве, то выкладываться должен максимально. Конечно, бывают и в балетном мире долгожители, которых с любовью в шутку называют "тела давно минувших дней". Но это все-таки исключение.
Ольга ИВАНЫЧЕВА.