В Государственном Большом концертном зале имени Салиха Сайдашева состоялся первый концерт ежегодного международного фестиваля «Рахлинские сезоны». Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан под руководством Александра Сладковского исполнил произведения немецкого композитора. Солистом вечера выступил талантливый пианист из Китая, лауреат международных конкурсов Ван Юйцянь.
Концертный голод, волнение и любовь к татарской музыке
Казанская публика изголодалась по крупным музыкальным событиям в жизни города, и это видно — несмотря на коронавирусные ограничения, зал был почти полон. Люди толпились около входа, обсуждая предстоящий концерт, а уже заходя в здание чувствовалась особая праздничная атмосфера.
Общее настроение вечера просочилось и за кулисы — музыканты казались расслабленными и веселыми: кто-то обсуждал планы на выходные, кто-то рассказывал анекдоты и смеялся, а кто-то просто отдыхал в удобном кресле, ожидая начала концерта. И лишь иногда из коридоров доносились отголоски предстоящей концертной программы в исполнении самых разных инструментов. Казалось, что во всей этой умиротворенной обстановке только солисту было не до веселья — музыкант старательно повторял сложнейшие пассажи концерта. Ван признался, что немного переживает перед выходом на сцену. «Немного волноваться — полезно. Это помогает мне лучше играть», — отметил он.
Это не первый раз, когда солист из Поднебесной выступает с оркестром. Ранее музыкант исполнял фортепианный концерт Яхина на закрытии Шаляпинского фестиваля и на концерте в честь инаугурации президента Республики Татарстан. В интервью «Казанским ведомостям» Ван рассказал, что ему очень нравятся произведения татарских композиторов: «Они напоминают о доме: что-то родное и приятное».
Играли концерт Бетховена, но на бис прозвучала китайская народная
Программу концерта представляла музыковед, ведущая музыкальных радиопередач Ирина Тушинцева. Прозвучали приветственные слова президента Республики Татарстан Рустема Нургалиевича Минниханова: «Вот уже десять лет Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского радует ценителей классической музыки своими яркими и насыщенными концертными программами. Желаю участникам фестиваля новых успехов и вдохновения, а всем ценителям музыкального творчества — истинного наслаждения и незабываемых впечатлений!»
Открылся вечер одним из популярнейших симфонических произведений Бетховена — увертюрой к трагедии «Эгмонт» великого немецкого писателя Иоганна Вольфганга фон Гёте, с которым Бетховена связывала тесная дружба. Масштабное, торжественное музыкальное полотно было блестяще исполнено оркестром маэстро Сладковского. Дирижер смог зарядить своей неугасающей энергией не только музыкантов, но и зрительный зал. После затухания последней ноты, слушатели поблагодарили оркестр продолжительными овациями.
За увертюрой последовал первый фортепианный концерт. Оркестр чутко поддерживал солиста, давая возможность всестороннее раскрыть всю красоту звучания инструмента и продемонстрировать впечатляющие технические навыки. «Все произведения Бетховена имеют огромную энергию. Его музыка часто вдохновляла меня и помогала справляться с трудностями», — поделился пианист.
Торжественная, галантная, но не лишенная танцевальной упругости музыка была встречена публикой еще теплее, чем предыдущий номер. Овации все продолжались, и пианист исполнил на бис обработку китайской народной песни «Разноцветные облака в погоне за луной». Ранее в интервью «Казанским ведомостям» Ван рассказал, что уже исполнял произведения Яхина у себя на родине.
После небольшого антракта была исполнена «Героическая» симфония, которая и завершила вечер. Это произведение композитор посвятил французскому военачальнику Наполеону Бонапарту, которым на тот момент искренне восхищался. Однако, после того, как француз провозгласил себя императором, Бетховен разочаровался в нем и убрал из партитуры любые упоминания его имени, оставив только само название.
Целый час маэстро Сладковский уверенно вел за собой оркестр, с легкостью создав довольно впечатляющие драматургические контрасты: от героической борьбы музыка резко переходит к полному отчаяния похоронному маршу, медленно и уверенно возвращая надежду на спасение, чтобы в итоге прийти к победоносному финалу. Не успели музыканты перевести дух, как на них обрушился настоящий шквал аплодисментов. Слушатели аплодировали стоя, из зала доносились крики «Браво». На бис музыканты сыграли «Марш Ракоци» Гектора Берлиоза.
Наследие Рахлина
Фестиваль посвящен памяти выдающегося советского дирижера, народного артиста СССР, первого художественного руководителя и главного дирижера оркестра Натана Григорьевича Рахлина. «Имя Натана Рахлина живет, и мы делаем все, чтобы оно жило дальше. Для казанцев, татарстанцев, для всей России очень важно сохранять традицию памяти о тех людях, которые внесли очень большой вклад в развитие культуры нашей необъятной страны», — подчеркнул Александр Сладковский.
Традиционно в рамках фестиваля исполняется западноевропейская и русская классическая музыка — великолепным интерпретатором которой и выступал Рахлин.
«Моя задача состоит в том, чтобы продолжать строить дом, фундамент которого заложил Натан Григорьевич. В этом и состоит настоящая преемственность традиций», — отметил маэстро Сладковский.
В этом году «Рахлинским сезонам» исполняется 10 лет, и к такой знаменательной дате было принято решение объединить сразу 2 крупных события: юбилей фестиваля и 250 лет со дня рождения великого немецкого композитора — Людвига ван Бетховена.
7 апреля слушателям будут представлены 5-я и 7-я симфонии Людвига ван Бетховена в исполнении Государственного симфонического оркестра республики Татарстан, дирижером в этот вечер выступит Марк Пиолле. Полную афишу «Рахлинских сезонов» можно узнать по ссылке.