Борьба с коррупцией на стройке и в ЖКХ:

на что жалуются татарстанцы?

news_top_970_100

Сферы строительства и жилищно-коммунального хозяйства непосредственно влияют на жизнь каждого жителя. И там же сосредоточены огромные финансовые потоки. Неудивительно, что эти направления остаются на особом контроле у тех, кто борется с коррупцией.

 

Фото: Фарит Муратов

На пресс-конференции в ИА «Татар-информ», посвященной как раз этому вопросу, представители различных ведомств поделились своими взглядами на проблему коррупции. Так, заведующая отделом антикоррупционных проверок Управления Раиса РТ по вопросам антикоррупционной политики Равия Шрша сказала, что коррупция - это не только про банальные взятки, это прежде всего про отсутствие четких правил и недостаточный контроль.

Спикер привела следующие данные: за 9 месяцев этого года только через систему «Народный контроль» от населения поступило почти 6 тысяч обращений по вопросам благоустройства и ЖКХ. Из них по 2228 проблемы уже решены, еще 1679 запланированы в работу, а 1614 находятся в стадии рассмотрения.

На комплексное благоустройство территорий (по всей видимости, не очень хорошее) от татарстанцев поступило 1400 жалоб, на содержание дорог чуть меньше - 1300.

Однако самые резонансные нарушения вскрываются в строительной отрасли. Один из самых ярких примеров был в Набережных Челнах. Здесь застройщик одного из многоквартирных домов отчитался о предоставлении машино-мест всем жителям, однако на деле из положенных 2405 мест не хватало 550. Для отчета компания предоставила поддельный договор с детским садом о предоставлении парковочной территории. Но руководство дошкольного учреждения было даже не в курсе.

«Это, конечно же, не единичный случай. В другом доме из требуемых 732 машино-мест недостает 350. В одном из жилищных комплексов в обоснование требований была заявлена многоуровневая парковка, которая даже не построена. В дальнейшем этот же застройщик предоставил эту несуществующую парковку для другого строящегося дома», - констатировала Равия Шрша.

Не менее остро в некоторых городах стоит вопрос и с социальной инфраструктурой. В новых микрорайонах зачастую отсутствуют детские сады и школы, а существующие учебные заведения работают на пределе мощностей, иногда в две смены. Кроме того, фиксируются нарушения по обеспечению домов детскими и спортивными площадками, жители жалуются и на недостаточное озеленение территорий. Примечательно, что при всех этих недочетах недобросовестные компании умудряются получать разрешения на ввод объектов в эксплуатацию. Возможно, такая «слепота» чиновников была предварительно замотивирована.

В сфере ЖКХ наблюдаются и прямые финансовые нарушения. В частности, некорректное начисление платы за услуги ЖКХ. В одном из домов восемь собственников нежилых помещений целый год не платили за отопление, и эти расходы необоснованно легли на плечи остальных жильцов. Также вдруг всплыл любопытный факт: татарстанцы переплатили 2,5 млн рублей за вывоз ТКО. Интересно, как на это отреагировала прокуратура. Но этот вопрос на пресс-конференции, к сожалению, не обсуждался.

Первый заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Дамир Шайдуллин отметил, что министерством обеспечен систематический контроль за деятельностью подведомственных учреждений. В них определены ответственные за профилактику данных правонарушений, создана комиссия по предупреждению коррупции.

Глава Государственной жилищной инспекции РТ Александр Тыгин сообщил, что в этом году к ним поступило около 18 тысяч обращений по вопросам ЖКХ. Учитывая, что примерно столько же многоквартирных домов в Татарстане, можно предположить, что жаловались из каждого дома. Но на самом деле география жалоб неравномерна: из Нижнекамска поступило 770 обращений, а из Альметьевска, где жилой фонд примерно в два раза меньше, - 1200, причем около 40% из них повторные. Еще одна статистическая аномалия: в Лаишеве и Лениногорске количество жалоб выросло в два раза по сравнению с прошлым годом.

В результате инспекция вынесла 3 тысячи предупреждений. «Весь акцент мы делаем на профилактику. Предостережения - это именно профилактические меры», - заявил Тыгин. А может, уже пора и наказывать провинившихся? И какова судьба основной массы жалоб жильцов? Они не подтвердились? Впрочем, как отметил начальник ГЖИ РТ, в 900 случаях ведомство наложило административные штрафы на общую сумму 18 млн рублей.

Особое внимание в начале отопительного сезона уделяется жалобам на тепло. За неделю инспекция получила 600 таких обращений. Тыгин обратил внимание всех недовольных граждан на то, что измерять нужно температуру не батарей, а воздуха в конкретной комнате. Норма - от 18 до 22 градусов. Кстати, по словам Тыгина, никаких двух-трех недель на пуско-наладочные работы федеральными нормативными документами не предусмотрено. Их ведомство руководствуется не постановлениями исполкома, а исключительно федеральными нормами. Так что, если у вас в квартире температура упала ниже 18 градусов, то не нужно ждать. Можно сразу жаловаться в ГЖИ. Только в этом случае у вас на руках должен быть официальный ответ от вашей УК, которая излагает свою версию, почему в доме нет тепла.

Касаясь темы капитального ремонта, Тыгин призвал жителей активнее жаловаться на некачественную работу подрядчиков. И привел конкретный пример: в одном из домов в 10 квартирах были серьезные протекания, но при этом от жильцов не поступило ни одной официальной жалобы.

Отдельно на пресс-конференции затронули тему чистоты рядов самих контролирующих органов. Первый заместитель начальника Инспекции государственного строительного надзора РТ Ильфарт Сафиуллин сообщил, что «личные дела гражданских служащих инспекции постоянно поддерживаются в актуальном состоянии». В инспекции действуют телефон доверия и интернет-приемная для сообщений о коррупции. За этот год таких обращений не поступало. Также в ведомстве проводится ротация сотрудников, которые ведут надзор за разными объектами, а отдел контроля выезжает на стройплощадки для проверки работы самих инспекторов.

 

news_right_column_240_400