- Борис Григорьевич, поздравляем вас с Державинской премией! Вы первый детский писатель, удостоенный этой высокой награды...
- Спасибо. Державинская премия не имеет жанровых ограничений. Что касается меня, то я никогда не делил литературу на детскую и взрослую. Есть литература хорошая и есть плохая. К сожалению, многие считают, что детская проза, стихи - это очень просто и потому несерьезно. Что не соответствует действительности: и сложно, и не менее серьезно, чем для взрослых. Просто «на выходе» это ясная, понятная и ребенку речь. О ценности дружбы можно написать «Три товарища», как Ремарк, а можно «Уронили мишку на пол...», как Агния Барто.
- Интересно, можно ли найти сходство между творчеством Державина и детской литературой?
- Времена меняются, меняется язык, а темы вечны. В этом широком смысле все поэты похожи. И неважно, детский ты или недетский. А общие черты можно найти у любых людей, предметов, явлений природы. У поэта Романа Сефа есть такое стихотворение:
На свете все на все похоже:
Змея - на ремешок из кожи,
Луна - на круглый глаз огромный,
Журавль - на тощий кран
подъемный,
Кот полосатый - на пижаму,
Я - на тебя, а ты - на маму.
Конечно, каждый человек проживает свою жизнь, но она во многом совпадает с жизнью других. Если бы наш опыт не имел ничего общего, мы бы просто не понимали друг друга. Любой из нас сталкивается с удачами и неудачами, получает от жизни и подарки, и огорчения. И литература для детей о том же, что и для взрослых: о радостях и печалях, счастьях и несчастьях, которые доводится переживать человеку. Только детская литература, естественно, о радостях говорит - и должна говорить - больше.
Я много перевожу татарских детских поэтов, пишущих для ребят, и готовлю сейчас что-то вроде авторской антологии татарской детской поэзии от Габдуллы Тукая до живущих ныне авторов. И эти стихи тоже подтверждают то, что я сказал ранее: темы те же, но меняются способы решения этих тем, появляются новые, сегодняшние повороты и оттенки.
- А надо ли ребенку знать о трудностях жизни?
- Речь не идет о самых маленьких, их нужно просто оберегать. А ребенку постарше не стоит ходить в розовых очках, он должен в какой-то мере быть готов к возможным жизненным испытаниям. Но о грустном или страшном для него надо писать легко, с юмором, так, чтобы ему страшно или чересчур грустно не было. Это как иммунитет, как прививка от обид и разочарований, а еще - от плохого вкуса. Я много общаюсь с ребятами и могу сказать, что они отлично чувствуют юмор.
- На внучке качество своих стихов проверяете?
- Внучке скоро 6. Да, проверяю и на ней, и на любой детской аудитории. Замечал, что некоторые вещи до юных доходят быстрее, чем до взрослых. Малыши, слушая вместе с родителями веселые стихи, зачастую начинают смеяться первыми.
- Книги - это не только источник информации, чтение может объединить семью...
- Семейное чтение - очень полезная привычка. Конечно, телевизор тоже можно смотреть всем вместе. Но книга полезнее, потому что чтение - более трудоемкое, сложное и глубокое занятие, нежели просмотр фильма или телепередачи. Когда дети, родители, бабушки и дедушки собираются вместе, читают книгу, а потом ее обсуждают, общаются, это замечательно. Кстати, мне очень нравится, что в парках и скверах нашего города появились библиотечки буккроссинга.
- Борис Григорьевич, по вашему мнению, современные дети более взрослые, чем лет 10 - 15 назад?
- Не сказал бы, что дети стали более взрослыми. Они больше информированы - это да. Это же компьютерное поколение. Они часто воспринимают мир через монитор компьютера, смартфона. Современные гаджеты им ближе, понятнее, привычнее, чем живое человеческое общение, чем природа... Об этом у меня тоже есть стихи. Но все равно дети остаются детьми.
За окном
Что только не случается
В природе, за окном:
То воробьи сражаются
За крошку впятером,
То лужу полноводную
Переплывает мышь,
То петли самолетные
Рисует в небе стриж,
То дедушка на роликах
Летит, не дуя в ус,
То падает со столика
В полстолика арбуз,
То тучка, как на жердочке,
На веточке сидит...
Вот почему у форточки
Так часто рот открыт!
Колыбельная плюс
Темнота колдует в детской,
У кроватки ходит сон.
Над последней эсэмэской
Сам собой заснул айфон,
У модема - передышка,
Спит процессор как сурок,
Спит без лапок задних мышка.
Засыпай и ты, дружок,
Засыпай, малыш, не мешкай:
Спит командная строка,
Спит заслуженная флешка
На неполных два гига,
Байты спят и килобайты,
Дремлют «Энтер» и «Делит»,
Ни на файлы, ни на сайты
Монитор и не глядит,
Молчалива, как папирус,
Звуковая плата спит,
Только где-то антивирус
Колотушкою стучит.
Засыпай скорей, мой сладкий,
Под неслышный этот стук.
Будет утром все в порядке:
И планшет, и ноутбук.
Борис Вайнер