Уже третий год в Татарстане реализуется масштабная республиканская программа «Школьный бизнес-старт». Проект направлен на развитие предпринимательских компетенций у школьников. Он помогает сформировать потенциальные кадры, которые готовы к ведению предпринимательской деятельности в будущем.
Организаторами выступают Министерство экономики РТ и Министерство образования и науки РТ при поддержке центра «Мой бизнес» Фонда поддержки предпринимательства Республики Татарстан.
Подробнее о программе рассказала в беседе с «КВ» заместитель министра экономики Татарстана, директор Департамента развития предпринимательства Наталья Кондратова.
- Как возникла идея создания программы?
- Республиканский проект «Школьный бизнес-старт» реализуется уже третий год по поручению Раиса Татарстана Рустама Минниханова. В 2022 году на коллегии Министерства экономики РТ Рустам Нургалиевич поручил разработать программу для формирования нового поколения бизнес-лидеров, создания условий для роста числа молодых предпринимателей и увеличения доли их деятельности в экономике региона.
Совместно с министерством образования и институтами развития были сформированы методические рекомендации, подготовлена программа обучения.
Кроме того, по программе развития предпринимательских навыков у подростков обучены 200 учителей со всего Татарстана. В качестве наставников выступают действующие предприниматели, которые делятся с ребятами своими кейсами и практическими навыками.
Всего за три года в образовательный процесс вовлечено более 34 тысяч школьников из 180 школ Казани, Набережных Челнов, Альметьевска, Нижнекамска и 30 муниципальных районов Татарстана.
Безусловно, в последующем это даст синергетический эффект в экономику, проект уже сейчас помогает формировать кадровый потенциал предпринимательской направленности в Татарстане.
- Как проходят занятия в рамках проекта?
- Занятия проходят в несколько этапов в течение всего учебного года. Мы применяем как игровой, так и проектный подход в обучении.
Первый этап - это деловая игра: обучение базовым знаниям о предпринимательской деятельности.
Следующий этап - бизнес-проектирование. Это формирование и обучение школьных бизнес-компаний практическим навыкам предпринимательской деятельности и непосредственная проработка будущих бизнес-проектов с экономической обоснованностью предложенных решений. На этом этапе мы учим ребят работать в команде, четко формулировать свои мысли и убедительно отстаивать свою точку зрения.
В декабре традиционно проводим благотворительную ярмарку, где участники в командах представляют свою продукцию и услуги, а также получают навыки продаж и взаимодействия с покупателями и клиентами. Отмечу, что вырученные средства ребята направляют на благотворительность.
На этапе чемпионата бизнес-кейсов участники разбирают реальные бизнес-задачи от предпринимателей и предлагают свои решения.
Финальный слет бизнес-компаний - итог всего обучающего процесса. Участники защищают свои проекты, и экспертное жюри объявляет три команды победителей.
- Каким должен быть проект, претендующий на победу? Что получает команда-победитель?
- На финальном слете ребята представляют экономическую составляющую своих проектов. Жюри, состоящее из представителей бизнеса, оценивает проекты по нескольким критериям: оригинальность идеи, реалистичность бизнес-плана, потенциальная прибыльность и социальная значимость.
В этом году среди презентованных бизнес-идей были представлены товары собственного производства: шоперы со светоотражающими элементами, мыло и украшения ручной работы, авторские травяные чаи и сувениры, аксессуары для домашних животных, декор из ротанга и другое.
По итогам финального слета были определены три команды победителей в различных номинациях:
«Отечественные производители» - лицей №182 Казани (изготовление натуральных тыквенных цукатов и травяные чаи);
«Прорыв года» - средняя образовательная школа №8 Елабужского муниципального района (изготовление украшений и аксессуаров из бисера);
«Бизнес будущего» - МБОУ «Джалильская гимназия» (производство экологичных шоперов с индивидуальной вышивкой).
Команды-победители уже этим летом поедут в Москву. В план поездки включено посещение технопарка «Сколково» и других интересных локаций.
- Какой отклик программа получила у самих ребят и их родителей?
- Мы получили много положительных отзывов: и от учителей, и от детей и их родителей. Программа обучения действительно очень интересная, насыщенная и информативная. Мы приглашаем различных профильных экспертов, в том числе действующих предпринимателей, которые от первого лица рассказывают ребятам, что такое бизнес и какими знаниями и навыками должен обладать его владелец.
- Вы планируете продолжать программу или этот год станет заключительным?
- В новом учебном году планируем охватить еще 11 тысяч школьников. Также отмечу, что в четвертом потоке обучения мы поставили цель не только обучить ребят, но и вовлечь их в предпринимательскую деятельность. Планируем, что по завершении проекта получим не менее 100 школьников, зарегистрированных и ведущих деятельность в качестве самозанятых. Со своей стороны будем сопровождать ребят в новом правовом статусе - учить работать с приложением «Мой налог», формировать чеки, следить за налогами, приглашать для участия в ярмарках-продажах.
Также наш проект отмечен на федеральном уровне. В корпорации ВЭБ.РФ оценили инициативу и помогли в организации экскурсии для авторов проектов-победителей в центр «Профессии будущего» в столице.
Анна Галеева
Программа «Школьный бизнес-старт» реализуется в Татарстане в рамках нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика».