- Сейчас позову маму. Идите за мной, - скомандовал один из них звонким голоском.
Мальчик энергично встал, открыл дверь. И тут я заметила, что у него нет обеих кистей рук. Через полчаса его приемная мама рассказала, что Алеше 9 лет. Семья из Зеленодольска взяла его два года назад из местного детдома. Исмаил Витальевич и Сириня Мансуровна Хайрутдиновы, его приемные родители, растят двух родных дочек - Амину (5,5 года) и Хадию (4 года). В апреле этого года они взяли еще двух мальчиков – 12-летнего Рому и 5-летнего Витю - из Чистопольского детдома. Семья живет в своем каменном доме. У главы мебельный бизнес. А жена посвятила себя детям и хозяйству.
- Так что сейчас у меня есть с кем поговорить, – пояснил Алеша, имея в виду своих братьев.
Учится он на пятерки и четверки в обычной городской школе. Особенно хорошо у мальчика идут дела по математике, татарскому и английскому языкам. Учителя и родители называют Алешу гиперактивным. Несмотря на врожденный недуг, ребенок и рисует, и мастерит мягкие игрушки, фигурки из соленого теста, и даже плетет из бисера. Помогает по дому, весной картошку с родителями сажал. Это с такими-то руками!.. Я заметила, что паренек ко всему приспособился. Например, он вместе с нами ел вафли, обхватив их двумя руками. А провожая меня потом до остановки, ехал на велосипеде, ловко объезжая лужи и успевая следить за дорогой. Причем ехал спокойно и уверенно.
- Особенно в гору люблю подниматься, – похвастался он.
- Они нам сразу понравились, – вспоминает Сириня Мансуровна. – Они так на нас с мужем смотрели! «Хотите к нам?» - спросили мы. Мальчики нас сразу обняли и ответили, что очень хотят. И со второго дня стали называть папой и мамой.
Через две недели жизни в семье у детей порозовели щеки. Исмаил Витальевич помогает Роме с уроками. Успехи есть: мальчик стал быстрее читать. У Вити, с виду здорового мальчугана, нет одной почки. В родной семье он спал на холодном полу.
- Конечно, тяжелый труд – воспитывать детей из детского дома. Учить их всему, что упущено. Например, беречь свои вещи, – рассуждает глава семьи. - Мы с женой верующие люди. Это дает силы для воспитания наших детей. Хотим вырастить мальчиков умными, добрыми, духовно сильными людьми. Первые две недели их появления в нашей семье мы летали как на крыльях. Чувство было такое, что наша жизненная миссия выполняется. И мы не зря живем.
НЕ БОЙТЕСЬ ДИАГНОЗА!
По статистике Республиканского центра усыновления, опеки и попечительства Минобразования РТ на 1 июня, в этом году в татарстанские семьи передано 15 детей с ограниченными возможностями. Всего же 136 детей республики обрели семью.
- Почему люди боятся брать детей с ограниченными возможностями? – размышляет директор Республиканского центра усыновления, опеки и попечительства Любовь Чучупал. - Не надо пугаться диагноза! Любовь и забота быстро снимает его. Два года назад семья из Высокой Горы взяла двух девочек с синдромом Дауна. Старшая Таня (сейчас ей 18 лет) не умела читать, плохо разговаривала, не адаптировалась в обществе. В семье девочка научилась читать, перестала стесняться своей речи. Сейчас она заканчивает училище, собирается стать штукатуром-маляром, участвует в смотрах художественной самодеятельности, занимается танцами и фитнесом. Младшую девочку Тасю (ей 12 лет) родители, соседи и друзья семьи называют не иначе как «солнышко» - такая она ласковая. Тася научилась называть себя по имени, различать цвета, форму, стала раскрашивать картинки, собирать мозаику, понимать речь.
По словам специалиста, приемная семья ориентирована на любых детей: здоровых и больных, маленьких и взрослых, с ограниченными возможностями и трудных. На сегодня в региональной базе данных на учете 404 кандидата в приемные родители. Большая их часть – специалисты с педагогическим и медицинским образованием. К сожалению, они реже других берут детей с проблемами в здоровье.
- Граждане этой категории нацелены на здоровых детей младшего возраста. Хотя в соответствии с законодательством Татарстана получают доплату в размере 50% от минимального размера оплаты труда к основному вознаграждению приемных родителей, - продолжает Чучупал.
Специалисты центра считают, что кандидаты с подобным образованием должны брать именно таких детей. Ведь кто как не педагогические и медицинские работники могут им профессионально помочь.