Стоит заметить, что только в минувшем году перед судом предстало несколько подобных преступных сообществ - «Квартала», банда Бешеного, «48-й комплекс». Сейчас на подходе разбирательство «деяний» лидера ОПГ «Жилка». В их криминальном прошлом много общего - тяжкие и особо тяжкие преступления.
- Подсудимые, никто не болен? Все выздоровели? - с этих слов судьи начался судебный процесс над ОПГ «56-й квартал», который в декабре минувшего года пришлось отложить из-за болезни одного из обвиняемых. Кстати, тот факт, что судебные разбирательства по ОПГ постоянно переносятся из-за «хвори» подсудимых, - еще одна общая для них тенденция.
«Виновники торжества» разместились в двух клетках. Третья оказалась персональной, предназначенной для их 39-летнего лидера. Среди обвиняемых две солидные дамы - 52 и 44 лет. Им в вину вменяется убийство, совершенное вне банды. А всего на скамье подсудимых 11 человек.
- Они сына моего убили, - тихо прошептала мне пожилая женщина, с которой мы оказались в зале рядом. - Он в 1991 году пропал без вести, мы пять лет его искали. Когда выяснилось, кто его убил, я обомлела: убийца-то мне знаком! С его отцом мы проработали много лет.
В минувшем году в Татарстане 981 человек, совершивший преступления в составе организованной группы, привлечен к уголовной ответственности. А сотрудники органов внутренних дел расследовали 2755 преступлений, совершенных этой категорией лиц.
История этой ОПГ типичная. В 80-х годах проблемные казанские подростки объединились в микрорайоне 56-й квартал и так же назвали свое сообщество. В 1996 году, по данным сайта Верховного суда РТ, группировку возглавили «старшаки», которые обзавелись оружием и боеприпасами. Участники банды обеспечивали ее криминальный авторитет, беспрекословно выполняя указания главарей. Были и те, кто в состав группировки не входил, однако тоже принимал участие в преступлениях. Для содержания ОПГ, совершения преступлений и приобретения оружия создали преступную кассу - общак. Помимо организации и участия в ОПГ «56-му кварталу» предъявляются 6 убийств, похищение человека, кражи, уничтожение чужого имущества, незаконный сбыт наркотиков и хранение оружия. Пока судья зачитывал этот длинный список уголовных статей, инкриминируемых подсудимым, я невольно обратила внимание на то, что на бандитов они не похожи. Те, о жестокости которых в 90-е годы ходили легенды, остепенились и возмужали. Большинству из них около сорока лет. Почти у всех семьи, дети, некоторые получили высшее образование. Двое из подсудимых стали директорами казанских ООО. Но стоило им начать говорить, как иллюзии рассеялись. «Живущие по понятиям» узнаваемы после первых же фраз.
- Я отказываюсь от адвоката! - вызывающе заявил ходатайство один.
Трое других обвиняемых тут же последовали его примеру. А четвертый заявил, что намерен заключить договор со своим адвокатом, но для этого ему потребуется время. В связи с чем судебное слушание было перенесено на 3 марта. Услышав дату, зал устало охнул - долго ждать...