Чтобы попасть в музей, на домофоне подъезда надо набрать номер 27, потом подняться на четвертый этаж. Я пришла как раз вовремя - в гостях у Мусы Джалиля были третьеклассники школы №95. Они с интересом слушали рассказ директора музея Назиры Фаттаховой о детстве Мусы, а потом пили горячий чай с душицей, сушками, карамельками. Многие ребята впервые попробовали пить чай с сахаром вприкуску, как любили в семье Мусы. Когда школьники ушли, появилась возможность спокойно, без спешки, заглянуть во все мемориальные комнаты.- Дом был сдан в 1940 году и по тем временам считался элитным: здесь было даже центральное отопление и горячая вода, на кухне вместо плиты - печка. В доме жили народные артисты Фатима Ильская, Халил Абжалилов, Мунира Булатова. Одно время на первом этаже жил Назиб Жиганов, - рассказала Назира Газизовна. - Эта квартира трехкомнатная. Семья Джалиля занимала две комнаты: одна - кабинет Джалиля, вторая - и зал, и спальня, и детский уголок. Третью комнату, где у нас сейчас располагается выставочный зал, занимала семья педагога Зимина с двумя детьми. Соседи жили дружно, без конфликтов.
Именно из этой квартиры Мусу Джалиля дважды провожали на фронт. Сначала на курсы политработников. После курсов в начале января 1942 года у него появилась возможность на несколько дней заехать домой. А 8 января он уже отбыл в действующую армию. Семья его жила здесь до осени 1943 года. Потом переехала в Москву.- Как воссоздавалась обстановка квартиры?
- Подлинные вещи Джалиля сохранила и передала в музей вдова поэта Амина Залилова - это письменный стол, купленный самим Джалилем в 1935 году, личная библиотека, которая сохранилась не полностью: из 400 книг осталось всего 216. Все посетители обращают внимание на мандолину, на которой любил играть Джалиль. Благодаря Амине ханум и воспоминаниям друзей с документальной точностью была воссоздана мемориальная обстановка квартиры. - На столе стоят шахматы. Это не случайно?
- Да, Джалиль был заядлым шахматистом! Здесь даже образовался своеобразный клуб любителей шахмат. В него входили Джаудат Файзи, Ахмат Файзи, Назиб Жиганов, многие писатели, актеры, музыканты. Они проводили турниры и даже выпускали стенгазету «Шахматный бюллетень» с шаржами друг на друга. Джалиль, когда проигрывал, очень переживал и называл себя гробмейстером или грошмейстером, а выигрышу радовался как ребенок. Жиганов вспоминал, что когда они работали над оперой «Алтынчеч», нужно было сокращать либретто. Джалилю, естественно, сокращать свое творение было жалко. Жиганов в такие моменты шел на хитрость - он специально проигрывал Джалилю партию в шахматы. И Джалиль на радостях соглашался на сокращения. - Интересно, а как жильцы дома относятся к тому, что в их подъезде работает музей, что сюда постоянно идут посетители?
- С самого начала отношения с соседями у нас сложились хорошие. К тому же их не так много - с первого по третий этаж всего шесть квартир, и все жильцы с пониманием относятся к тому, что они живут в историческом доме. Мы экскурсионные группы тоже сразу предупреждаем, что это жилой дом и вести себя здесь нужно как в гостях.
Именно из этой квартиры Мусу Джалиля дважды провожали на фронт. Сначала на курсы политработников. После курсов в начале января 1942 года у него появилась возможность на несколько дней заехать домой. А 8 января он уже отбыл в действующую армию. Семья его жила здесь до осени 1943 года. Потом переехала в Москву.- Как воссоздавалась обстановка квартиры?
- Подлинные вещи Джалиля сохранила и передала в музей вдова поэта Амина Залилова - это письменный стол, купленный самим Джалилем в 1935 году, личная библиотека, которая сохранилась не полностью: из 400 книг осталось всего 216. Все посетители обращают внимание на мандолину, на которой любил играть Джалиль. Благодаря Амине ханум и воспоминаниям друзей с документальной точностью была воссоздана мемориальная обстановка квартиры. - На столе стоят шахматы. Это не случайно?
- Да, Джалиль был заядлым шахматистом! Здесь даже образовался своеобразный клуб любителей шахмат. В него входили Джаудат Файзи, Ахмат Файзи, Назиб Жиганов, многие писатели, актеры, музыканты. Они проводили турниры и даже выпускали стенгазету «Шахматный бюллетень» с шаржами друг на друга. Джалиль, когда проигрывал, очень переживал и называл себя гробмейстером или грошмейстером, а выигрышу радовался как ребенок. Жиганов вспоминал, что когда они работали над оперой «Алтынчеч», нужно было сокращать либретто. Джалилю, естественно, сокращать свое творение было жалко. Жиганов в такие моменты шел на хитрость - он специально проигрывал Джалилю партию в шахматы. И Джалиль на радостях соглашался на сокращения. - Интересно, а как жильцы дома относятся к тому, что в их подъезде работает музей, что сюда постоянно идут посетители?
- С самого начала отношения с соседями у нас сложились хорошие. К тому же их не так много - с первого по третий этаж всего шесть квартир, и все жильцы с пониманием относятся к тому, что они живут в историческом доме. Мы экскурсионные группы тоже сразу предупреждаем, что это жилой дом и вести себя здесь нужно как в гостях.