- Сейчас очень много молодых людей стремятся на сцену. И складывается впечатление: чтобы стать эстрадной звездой, голос иметь совсем не обязательно. Достаточно привлекательной внешности, денег и немного везения...
- К «Фабрике звезд», другим конкурсам можно относиться по-разному, но они показывают зрителям, насколько непросто стать профессиональным певцом. Молодые исполнители свободно чувствуют себя на сцене, они красивые, пластичные. У некоторых хорошие голоса. Но большинство ребят выходят на сцену показать себя, а не поделиться со зрителями своими чувствами, эмоциями.
- Но у них море поклонников и они зарабатывают хорошие деньги. Может быть, исполнителям с серьезным репертуаром имеет смысл поучиться у них, как правильно подать себя, свое творчество?
- Правильно, надо учиться по-умному пиарить себя. Не нужно строить из себя бедного несчастного родственника: я такой духовный, а все - бездари... И не надо плакаться: ну почему на моем выступлении зал пустой? Просто так сейчас никто не пойдет в кассу и не отдаст свои деньги за билет. Люди по телевизору видят шоу мирового уровня, и удивить их чем-либо очень трудно. Поэтому надо продумывать, чем и как заманить зрителя на концерт. А что происходит у нас? Невзрачные порванные афиши на заборах рядом с объявлениями типа «продам-куплю». Ну какое отношение у зрителей будет к такому артисту? Надо вкладывать деньги в достойную рекламу, клипы, в эфир... Таков закон экономики - чтобы получать прибыль, сначала нужно вложить капитал.
- Это относится и к классической музыке?
- Академическая музыка во всем мире никогда не была доходной. На Западе есть богатые люди, которые вкладывают огромные средства в симфонические оркестры, оперные театры, балетные коллективы. Никакой прибыли от этого они не получают. Но поддерживать высокое искусство у них считается престижным и почетным.
- У вас была идея создать в Казани театр камерной оперы...
- Наш оперный театр сегодня радует зрителей в основном только в дни Шаляпинского фестиваля. В другое время труппа гастролирует по провинциям Голландии и другим странам Европы. А масса невостребованных молодых вокалистов, выпускников Казанской государственной консерватории, консерваторий Москвы, Нижнего Новгорода, вынуждены работать в ресторанах и ночных клубах Казани, теряя голоса и квалификацию. Мы подготовили концепцию театра камерной оперы, определили затраты, но все это оказалось никому не нужным. Но все-таки я надеюсь, что когда-нибудь в нашем городе появится такой театр.