До вступления в силу закона об обязательной "автогражданке" осталось чуть больше двух месяцев.
На автовладельцев в последнее время "добрые" вести сыплются как из рога изобилия: то 45-процентным увеличением акцизов на бензин порадуют, то налог на колеса в зависимости от лошадиной мощности движка введут.
Вот и за 8 месяцев после принятия закона об обязательной "автогражданке" не сделано ничего для конкретизации нормативного акта, напрямую затрагивающего интересы десятков миллионов россиян. Неудивительно, что автовладельцы в тревоге: сколько придется отстегивать за сомнительную честь именоваться автогражданином, а не каким-нибудь бомжом на колесах? На какую сумму страховые фирмы собираются возмещать ущерб от ДТП и насколько реально будет получить компенсации?
В одной из крупнейших страховых компаний Татарстана разъяснили: купивший полис обязательной "автогражданки" будет иметь право на страховую защиту железного коня в размере 400 тыс. рублей. Возмещать ущерб потерпевшим за виновника будет страховая фирма. Если же вы нанесли вред жизни или здоровью, компенсация пострадавшим составит 240 тыс. рублей.
На вопрос о тарифах сами страховщики разводят руками: правительство так и не утрясло проблему. Судя по тому, что Минфин настаивает на базовой ставке в 1980 рублей (на нее будут накручиваться коэффициенты за возраст, стаж вождения, место регистрации авто, частоту совершенных наездов), пожилым водителям или лихачам, у которых в году накопилось больше 3 - 5 столкновений, придется выкладывать минимум 3 - 5 тыс. целковых. Однако компании, успевшие объединиться в Союз автостраховщиков России (считается, именно им власти доверят сомнительную привилегию страховать наши бамперы и карбюраторы), доказывают, что в первое время автостраховой бизнес будет однозначно убыточным (полагают, число "цивилизованных" наездов возрастет в разы). Соответственно, коммерсанты требуют увеличить базовый тариф до 2800 рублей, а к прочим коэффициентам добавить и прогрессивную шкалу в зависимости от мощности двигателя.
При таких аппетитах страховых благодетелей (есть все основания полагать, что власти их удовлетворят - просто деваться некуда) окончательные расценки неминуемо скакнут до 10 - 12 тыс. рублей. Но и это не все - в другой мощной страховой компании республики полагают: без драконовских штрафов (до тысячи целковых и более) автовладельцы ни за что не будут обзаводиться полисами. Тому есть печальный опыт Белоруссии, где за четыре года обязательной "автогражданкой" не сумели охватить и половину водителей.
Одно утешает: в 2003 году штрафы взиматься не будут (кстати, большинство потенциальных автостраховщиков намерены приступить к выплате компенсаций тоже лишь с 2004 года). А поскольку и сами компании не готовы к массовому наплыву клиентов (например, ни в Казани, ни в других городах, чьи компании входят в Ассоциацию страховщиков Поволжья, еще не подготовлены ни соответствующие базы данных, ни сети агентов), есть надежда, что применение сырого закона отложат. Где-нибудь на полгодика.
Дмитрий ВИШНЕВСКИЙ.