Декоратор - профессия исчезающая?

Декораторский цех Татарского академического театра им. Г.Камала находится под самой его крышей. Чтобы попасть туда, сначала надо подняться на лифте, а дальше - несколько пролетов по узенькой крутой лесенке, и вот мы в гостях у заведующей цехом Марины Паськовой.

news_top_970_100

Декораторский цех - это просторное помещение без окон. У стен расставлены разнокалиберные банки с красками, аэрозольные баллончики… А в ванной в нужные цвета окрашиваются ткани. Именно здесь создается «одежда» для сцены на каждый спектакль. 

- Марина Георгиевна, вы работаете декоратором уже сорок лет, двадцать из них - в Камаловском театре. Какой самый сложный спектакль был для вас за эти годы? 
- На всю жизнь запомнила балет «Сестра Керри», который ставили в театре оперы и балета им. М.Джалиля в 80-е годы. Это был мой первый спектакль - красивый балет со множеством воздушных объемных декораций… Если говорить с высоты сегодняшнего моего опыта, то особой профессиональной сложности для декоратора там не было. Но я тогда ничего не знала: с чего начать, какие материалы использовать… Мне просто сказали: «Будешь делать!» Все тонкости процесса оформления спектакля приходилось постигать на практике. 

- Сейчас появляются новые технологии, они облегчают вашу работу? 
- В работе декоратора все как было, так и осталось. Да, появились новые краски, которые не пачкаются и не осыпаются, как гуашь, новые материалы, но кардинальных изменений в технологии, порядке производственного процесса нет. 
Принцип остался прежний - декорации придумывает художник-сценограф, отталкиваясь от идеи режиссера спектакля, потом нам приносят эскизы, и мы по этим эскизам начинаем работать. Иногда бывает так, что у режиссера и сценографа есть оригинальная задумка, но они не до конца понимают, как ее технически реализовать на сцене, и тогда мы вместе решаем эту задачу. 

- Все чаще спектакли оформляются с помощью цифровых технологий: видео, свет. Как удается соединять традиционные кисти и краски с этими новшествами? 
- Профессия декоратора постепенно умирает. Еще совсем недавно для спектаклей делались колоссальные декорации - с аппликациями, орнаментами, картинами, которые мы рисовали. А сейчас другие времена: с помощью цифровых технологий довольно просто можно решать очень многие задачи - создать любую картинку любого размера, используя видеопроекцию, создать любое пространство, любой интерьер. Конечно, сначала было обидно, жалко, что живого человеческого творчества для декораторов остается меньше, а сейчас думаю, что новые технологии - это хорошо. Например, теперь, если надо сделать на сцене кирпичную стену, нам не приходится вырисовывать каждый кирпичик. Изображение кирпичной стены необходимого формата просто распечатывают, а мы только добавляем какие-то детали. 

- Вы работаете с разными красками, аэрозолями, и вам целый день приходится дышать этой «химией»… 
- Да, это, мягко говоря, не совсем полезно для здоровья, даже совсем не полезно. К тому же у нас здесь, под крышей, нет окон. Только летом открывают одну небольшую секцию. Постоянно открывать нельзя, и не только из-за системы безопасности, а потому, что открытые секции крыши театра нарушают общий вид здания. Но нехватка свежего воздуха - не единственная проблема. К нам ведет только одна узкая лестница, грузового лифта нет, а декорации бывают очень громоздкие. И очень часто возникает проблема: как их спустить вниз? Поэтому мы красим декорации везде - прямо на сцене, в фойе… В общем, место под крышей - не самое удобное для нашего цеха. Все это понимают и специально для декораторского цеха собираются строить помещение с огромным залом, окнами, чтобы там было много свежего воздуха и естественного солнечного света. 

news_right_column_240_400