Принятые депутатами в первом чтении поправки в закон о рекламе вносят по сути лишь одно изменение в действующий порядок размещения табачной рекламы: ее нельзя будет размещать не только на транспорте, но и на объектах транспортной инфраструктуры. То есть в переходах метро, помещениях вокзалов и аэропортах. Все остальные нормы закона пока остаются в силе. Табачники могут рекламировать свои изделия в печатных изданиях, за исключением изданий для несовершеннолетних, а также первой и последней страниц и обложек журналов и газет. Наружная реклама сигарет запрещена, но внутри помещений это можно делать свободно. Исключение составляют детские, образовательные, медицинские, спортивные, военные учреждения, театры, цирки, музеи, выставочные залы, библиотеки. Проект закона о полном запрете рекламы табака, внесенный в Думу, но пока не рассмотренный палатой, в перспективе закроет легальные сегодня возможности размещения рекламы в печатных СМИ и торговых центрах. Сегодня в местах продажи сигарет разрешено проводить промоакции по бесплатной раздаче продукции, когда промоперсонал непосредственно обращается к курильщикам.
Пока непонятно, как авторы законопроекта о безусловном запрете рекламы табака предполагают регулировать иные рекламные механизмы, используемые производителями. Среди таких механизмов - электронная и прямая почтовая рассылка аудио- и видеопродукции совершеннолетним курильщикам, интернет-реклама, реклама в сетях мобильной связи. Как уверяют авторы законопроекта, запрет должен быть тотальным. Исключение могут составить только места продажи сигарет. Ведь таковы требования рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по борьбе с табаком, которая декларирует полный запрет на рекламу, стимулирование продажи и спонсорство табачных изделий.
Госдума уже в апреле нынешнего года планирует рассмотреть законопроект о присоединении России к конвенции. Этим и объясняется спешка при разработке нового законопроекта.