В часы приема в очередях к судебным приставам-исполнителям стоят мамочки с детьми и без, мужчины, смяв в руках повестки-вызовы, подпирают стены бабушки, пришедшие вместо работающих мам. Вместе с ведущим специалистом-экспертом отдела организации исполнительного производства УФССП России по РТ Жанной Машаниной их истории узнавала и наш корреспондент.
История 1. В дорогом костюме, молодой, холеный, благоухающий парфюмом генеральный директор фирмы принес справку о своих доходах. В ней значилось, что оклад у него 4000 рублей. Никаких премий этому директору не выписывали все шесть лет, что он возглавляет эту организацию. Кстати, исполнительный лист тоже был выписан шесть лет назад. Совпадение?
- Если бы! - вздыхает Жанна. - Очевидно же, что просто уклоняется. Женщине надо написать заявление нам, чтобы провести проверку бухгалтерии этой организации. Поможет и ее обращение в прокуратуру с просьбой проверить деятельность организации и выяснить фактическую оплату труда сотрудников. Если в ходе проверки мы выявляем нарушения трудового и налогового законодательства, то немедленно направляем информацию об этом в инспекцию труда по РТ, а также в налоговую службу. А лучше всего просто подать в суд и установить алименты в твердой денежной сумме вместо процентного соотношения. На суде реальные доходы можно легко доказать фактическими расходами. Не поможет такому уклонисту то обстоятельство, что он переоформил свое имущество на родственников.
История 2. Хрупкая женщина явно не в своей тарелке. Ее голос тих. Бывший муж совсем забыл о своем сыне. Но с ребенком той женщины, с которой живет ныне, ездит даже отдыхать за границу. Сама она не подавала на алименты пять лет, все ждала, что у отца проснется совесть. Да и с бывшей свекровью отношения портить не хотела. Но неожиданно узнала, что та покрывает своего сына, учит его скрывать истинные доходы. Это переполнило чашу терпения, и женщина подала на алименты.
- И правильно сделала! Ведь право получать алименты не ее, а ребенка. Мать выступает только опекуном несовершеннолетнего, значит, должна следить за соблюдением всех его прав, – поясняет Машанина. - К сожалению, взрослые забывают о правах своих детей, когда выясняют отношения между собой после развода.
История 3. Молодой мужчина крепкого телосложения бушует на приеме у пристава. Возмущается тем, что он выплачивает кучу кредитов, а его еще обязали выплачивать алименты не только на двоих детей, но и на жену, находящуюся в декрете. Молодая женщина, которую он покинул, едва младшему исполнилось полгода, вынуждена была устроиться на работу на полставки, чтобы прокормить детей. Он считает, что суд неправильно присудил женщине алименты.
- Вот в суде он не возмущался, а здесь решил отстоять свои права. Но это надо было делать еще на заседании. Да и в законе четко сказано, что женщина имеет право получать алименты на свое содержание в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка. Для решения суда не имеет значения то, что женщина работает в этот период, – резюмирует Жанна Машанина.
История 4. Разбитная и напористая молодуха потрясает квитанцией. Бывший муж, уроженец одной из бывших республик СССР, пересылает ей ежемесячно по сто рублей на дочь. Женщина требует, чтобы «мерзавца вывели на чистую воду», выявив его реальные доходы и устроив на более высокооплачиваемую должность. Узнав, что никто не сможет принудительно заставить его сменить работу, швыряет квитанцию на стол: «Подавитесь этими алиментами!»
- Такое случается постоянно. Выяснить отношения родители меж собой уже не могут - не общаются, вот и выплескивают раздражение и гнев на нас. Но не мы же ей выбирали мужа и отца детям, – Жанна грустно улыбается. - Если она не может воздействовать на мужчину, то это не удастся сделать и нам. Мужчина-должник при визите к приставу указывает свое место работы, и исполнительный лист отправляется туда в бухгалтерию. Она и будет перечислять алименты. Пристав обязан окончить исполнительное производство. Если есть сомнения в его истинных доходах, то надо писать заявление на проверку бухгалтерии.
История 5. Женщина пришла с просьбой выдать ей справку о том, что она не получает алименты от бывшего мужа уже десять лет. Написала заявление о возбуждении уголовного дела в его отношении. Но на суде мужчина пообещал выплатить долг. Доверчивая женщина подписала мировое соглашение. С тех пор ни денег, ни самого алиментщика не видела. Исполнительный лист у нее на руках, в службу судебных приставов она его больше не предъявляла.
- А как мы можем знать, что это действительно так? Может, супруги помирились и он передает ей деньги просто так, добровольно. Судебный пристав начинает свою работу с того момента, как ему поступает исполнительный лист. Если его нет, то все его действия будут незаконны. Справку она не может получить, надо предъявлять нам исполнительный лист, - комментирует Жанна Машанина.
Вывод. Если мужчины, стараясь избежать справедливого раздела доходов, тщательно изучают законодательство, то сами женщины в этом отношении абсолютно безграмотны. Они не знают ни своих прав, ни прав своих детей. Жестокие уроки кривых семейных отношений преподносит им жизнь.