О том, с какими проблемами можно обратиться на детский телефон доверия, корреспонденту «КВ» рассказала Уполномоченный по правам ребенка в РТ Гузель Удачина.- Гузель Любисовна, правда ли, что этим телефоном доверия могут воспользоваться только дети?- Это не совсем так. Конечно, он нацелен на то, чтобы оказывать помощь прежде всего детям. К примеру, в случае, если ребенок находится в стрессовой сложной пограничной жизненной ситуации или у него наблюдается суицидальная попытка. Но так как дети неразрывно связаны со своими родителями, взрослые также могут воспользоваться телефоном доверия. Тем более большинство проблем, с которыми обращаются и те, и другие, касается именно детско-родительских отношений. Поэтому неудивительно, что по определенным вопросам звонят родители и иные законные представители детей. Причем эта категория обратившихся людей достаточно значительна.- А бывают случаи, когда поступают попросту пустые звонки?- К сожалению, действительно, фиксируются не только пустые звонки, но даже звонки-розыгрыши. Правда, сотрудники телефона доверия ко всему относятся с пониманием. Скорее всего, дети подобным образом проверяют или прощупывают. Главное, что потом кто-нибудь из них реально может позвонить. А лучше бы люди не стеснялись и чаще обращались в центры психологической помощи. - Интересно, а какое отношение ребят к телефону доверия?- Разное. Одни говорят, что никогда не обратятся на детский телефон доверия, так как важен только личный контакт, то есть они выбирают очную консультацию. А другим, наоборот, легче позвонить. В целом основная масса детей считает главными три составляющие, при соблюдении которых они воспользуются этой помощью: анонимность, бесплатность и доступность. - Какие есть проблемы развития детского телефона доверия в Татарстане?- На данный момент актуально, чтобы он также работал на татарском языке. Просто у нас много ребят, для которых основной язык общения именно татарский. Кроме того, есть вопрос, связанный с круглосуточностью работы детского телефона доверия. Безусловно, все это требует серьезных финансовых ресурсов. Опять же психологические службы для детей должны развиваться, а на сегодня их явно недостаточно. Причем развитие таких служб в первую очередь должно способствовать профилактике суицидального поведения. Поэтому зачастую ребенок оказывается один на один со многими проблемами.
- А когда в нашей республике зафиксировали наибольшее количество завершенных суицидов среди несовершеннолетних?- Такая неблагополучная ситуация наблюдалась у нас в 2011 году, когда было зафиксировано 27 случаев. Потом этот показатель пошел на снижение. Так, по данным МВД по РТ, в 2009 году было 20 случаев, в 2010-м - 24, в 2011-м - 27, в 2012-м - 10. И причинами здесь является множество различных факторов, в том числе и деятельность служб экстренной психологической помощи.
- А когда в нашей республике зафиксировали наибольшее количество завершенных суицидов среди несовершеннолетних?- Такая неблагополучная ситуация наблюдалась у нас в 2011 году, когда было зафиксировано 27 случаев. Потом этот показатель пошел на снижение. Так, по данным МВД по РТ, в 2009 году было 20 случаев, в 2010-м - 24, в 2011-м - 27, в 2012-м - 10. И причинами здесь является множество различных факторов, в том числе и деятельность служб экстренной психологической помощи.