Иногда утром перед работой захожу за кофе в одну пекарню. Раньше там работала приветливая и милая продавец - улыбчивая женщина лет 55. Она знала каждого посетителя в лицо и желала всем хорошего дня.
Сгенерировано искусственным интеллектом
«Вам капучино, как всегда? - приветствовала она меня. - Доброго дня вам, и пусть все получается!» Или: «Девушка, не дует вам? Давайте закрою дверь!»
Не раз я была свидетелем других диалогов:
- Что случилось, почему такой грустный? - обратилась она однажды к мужчине средних лет. - Вам же так идет улыбка!
И мужчина уже улыбался, объясняя, что просто не выспался.
А вот для студента тоже находилось доброе слово: «Умница какой, учится, старается!»
Она успевала найти подход к каждому, в том числе к тем, кого видела впервые. И люди, даже самые угрюмые, улыбались в ответ.
Когда эта лучезарная женщина видела своих постоянных клиентов в других местах, то здоровалась и спрашивала, как дела. Я никогда не видела ее без улыбки!
Однажды кто-то даже взял у нее интервью. «А мне несколько человек сказали, что где-то видели интервью со мной, может, вы хотя бы ссылочку скинете?» - попросила она меня.
Но вдруг эта продавщица куда-то исчезла… Может быть, нашла другую работу, а может, переехала. Вместо нее сейчас в пекарне работает полная противоположность - хмурая и резкая женщина. И я теперь все реже захожу в эту пекарню, предпочитая брать кофе в других местах. Новая продавщица выбирает самое помятое пирожное, небрежно бросает на стол стаканчик с кофе и закатывает глаза, когда к ней обращаются коллеги.
На днях, к примеру, мне нужно было по-быстрому перекусить. За одним из столиков завтракали молодая мама с мальчиком. Малыш, которому было от силы год и пару месяцев, громко плакал и не мог остановиться. Мама пыталась его успокоить, но ничего не помогало. Меня удивило, что продавец не скрывала неприязни… Люди приходили и уходили, не обращая внимания на маму с ребенком, а от продавца слышалось недовольное цоканье. «Когда же ты заткнешься, подонок», - вдруг сказала она хоть и тихо, но отчетливо. Все, кто были в пекарне, услышали. Но никто из покупателей не отреагировал. Сколько злости было в этих словах! Мама мальчика содрогнулась и занервничала еще сильнее. «Что случилось, почему ты плачешь? Мы сейчас уйдем и не вернемся! Нельзя себя так вести!» - лепетала она. Но малыш начал плакать еще пуще.
Я вспомнила себя и своего ребенка в том возрасте. Всегда находились люди, которые помогали мне поднять коляску, пропускали в очереди. А если малыш вдруг начинал плакать, а я, как и многие мамы в такой момент, ощущала неловкость, появлялись те, кто мог исправить ситуацию: успокоить и ребенка, и его издерганную мать, которая, возможно, не спала уже двое суток… Ведь прежняя продавщица в этой пекарне не раз успокаивала младенцев. Она отвлекалась от работы, могла выйти к малышу, сказать ему что-то смешное и милое и всех вокруг развеселить.
Мне стало жалко оскорбленного мальчика и его измученную маму. Незаметно для всех встав напротив него, я просто помахала ему рукой и улыбнулась. И ребенок перестал плакать - как часто и бывает в таких случаях. Малыш преспокойно, шмыгая красным от слез носом, принялся за еду, а его мама наконец выдохнула. А я в очередной раз подумала о доброжелательной продавщице, которая словно луч озаряла всех вокруг. И атмосфера в пекарне была другой, и люди улыбались. Хочется верить, что у нее все хорошо и она счастлива.