Основным докладчиком на семинаре выступил профессор Санкт-Петербургского университета, заведующий отделом славяно-финской археологии ИИМК РАН, руководитель экспедиции «Старая Ладога» Анатолий Кирпичников - один из инициаторов данной конференции и ее научных руководителей. После семинара мы попросили Анатолия Николаевича прокомментировать работу исторической секции.
- За три года мы сумели далеко продвинуться в изучении Великого Волжского пути. В частности, историкам совершенно ясно, что известный всем днепровский путь из варяг в греки явился продолжением Великого Волжского пути и сложился значительно позже, к десятому веку. Древняя волжская ось, как я считаю, сформировалась уже в VII - VIII веке, ее мощному взлету способствовали викинги, основавшие Старую Руссу, а в дальнейшем Рюриково городище на Волхове и Хольмберг (или Холмогоры), положившие начало Новгороду.
Система озер и рек открыла перед викингами путь на юг, к Каспию. А через приволоку у Калача длиною всего в 60 километров они могли попасть с Волги на Дон, откуда открывался путь в Азовское, Черное и Средиземное моря. Таким образом, Великий Волжский путь уже тогда был сложной транспортной системой пяти морей.
На всем его протяжении складывались сезонные торжища, где позднее возникнут города. К сожалению, долгое время торговая теория Ключевского была у нас непопулярна, поскольку не согласовывалась с марксистским апофеозом производительных сил и классовой борьбы. Но мы видим, что на всем протяжении от Балтии по Волге к Каспию создавались поселения, отличавшиеся экзотическим этническим смешением, поразительной веротерпимостью, уважением к чужим обычаям. Викинги, русы, булгары, хазары объединялись в купецкие сообщества, отправляясь в длительный путь, - меньше пяти кораблей по Волге не ходили.
В дельте Волги расположилась столица Хазарии - древний город Итиль. Там не существовало никаких торговых запретов и ограничений, а пошлина составляла 10 процентов от стоимости товара. Очевидно, такие же условия действовали и в других торговых центрах Волги. Все это делало торговлю выгодной, способствовало экономическому расцвету государств.
Все свои выступления на конференции профессор Кирпичников по традиции заканчивал конкретными предложениями, многие из них за три года воплотились в конкретные решения. Вот и вчера Анатолий Николаевич выступил с инициативой создать в Казани после празднования ее 1000-летия международный НИИ по изучению проблем Великого Волжского пути.
Александр ВОРОНИН.
Казань - Старая Ладога - Санкт-Петербург - Орешек.