«Мы вам - концерт, вы нам - рецепт»
- Началось все в 1980 году. В нашем доме собирались казанские барды, потом московские, ленинградские. Потом мы стали приглашать к себе в гости режиссеров, актеров, музыкантов, гастролировавших в Казани. Просто подходили и приглашали! Некоторые отказывались но большинство соглашались, - рассказывает Натан Игоревич.
Почти за 30 лет в гостях у Антроповых побывали практически все знаменитости, приезжавшие в наш город: Булат Окуджава, Марк Захаров, Владимир Этуш, Ирина Муравьева, Ирина Алферова, Владимир Меньшов, Александр Калягин, Александр Розенбаум, Андрей Макаревич, Михаил Боярский, Олег Лундстрем, Станислав Говорухин, Михаил Задорнов, Михаил Жванецкий, Семен Альтов, Аркадий Арканов, Аркадий Инин, Клара Новикова, Эммануил Виторган, Леонид Каневский, «Симха»... Многие с удовольствием возвращаются в этот гостеприимный дом снова и снова. Бывает, что звезды сами звонят: «Ребята, я в Казани, приехал всего на несколько часов, увидимся?»
С Сергеем Юрским, Вениамином Смеховым, Олегом Митяевым, Николаем Караченцовым, Михаилом Козаковым, самыми известными бардами страны Татьяна Геннадьевна и Натан Игоревич подружились и поддерживают теплые отношения уже много лет.
Кстати, даже в те годы, когда в магазинах были только консервы из морской капусты, гостей в этом доме ждал вкусный ужин. Татьяна Геннадьевна и Натан Игоревич всегда делали множество заготовок: солили, мариновали грибы, овощи, рыбу, варили варенье. А их вкуснейшее домашнее вино из разных ягод стало легендой. Во времена указа о борьбе с пьянством и алкоголизмом свое вино было как нельзя кстати. Сергей Никитин, сидя за столом у Антроповых, остроумно пошутил в рифму: «Не к указу будь сказано, мы вам - концерт, вы нам - рецепт».
Детская дружба длиною в жизнь
Всегда желанная гостья в этом доме величайший композитор современности София Губайдулина. С Натаном Игоревичем София Асгатовна знакома с детства - они жили в соседних домах на улице Тельмана. Ей было шестнадцать, ему - восемь лет, и она учила соседского мальчика музыке.
- Успехи мои в музыке были переменные, но с тех пор мы продолжаем дружить, - улыбается Натан Игоревич. - Созванивались с Софией совсем недавно. Она была в Лондоне, где вместе с Валерием Гергиевым записывала новое произведение. Когда несколько лет назад Губайдулина приезжала на свой юбилей в Казань из Германии, она была растеряна от такого внимания на самом высшем уровне. Придя к нам в гости, она радостно объявила: «Наконец-то я освободилась от официальных встреч! Мы можем спокойно поговорить и вкусно покушать!» В семейном альбоме она оставила запись: «Пусть этот дом будет всегда таким уютным, как сегодня». На официальном приеме она не притронулась ни к одному блюду.
В гости на руках
Стены этого старинного дома помнят еще одну звезду мировой величины - Рудольфа Нуриева. Было это в марте 1992 года, когда великий танцовщик приехал в Казань. Несмотря на плотный график, он нашел время для того, чтобы побывать у Антроповых. О том, что в нашем городе есть такая удивительная семья, Нуриеву рассказали оркестранты оперного театра. После репетиции он вместе с музыкантами пешком отправился в гости. Благо идти было всего несколько кварталов.
- А у нас во дворе, как нарочно, шел ремонт. Двор был перекопан: в центре большая яма, снег вперемешку с грязью. Мы видели, как Нуриев застыл в изумлении от такой картины. Думали, а вдруг он повернется и уйдет? Но музыканты подняли маэстро на руки и пронесли его через наш перекопанный двор до самых дверей дома, - вспоминает Татьяна Геннадьевна. - Вначале Нуриев вел себя настороженно. Официально ярлык «изменник Родины» с него еще не сняли. Он боялся, что каждую секунду могут прийти и его арестовать. Рудольф почти забыл русский язык. Такое впечатление, что нарочно забыл. Мы его убеждали, доказывая, сейчас времена совсем другие. Видимо, атмосфера в доме была настолько доброжелательной, доверительной, что он расслабился и даже выпил водки - сам себе наливал в рюмку и запивал минералкой. Нам потом сказали, такого он себе не позволял нигде, боялся провокаций. Постепенно Нуриев разговорился. И впервые именно в нашем доме рассказал о подробностях своей эмиграции. Никто из нас тогда не знал о его болезни. На вопрос, почему танцовщик решил встать за дирижерский пульт, он ответил, что так посоветовал ему великий дирижер Герберт фон Караян. Он рискнул потому, что история доказывает: дирижеры живут долго. А еще Нуриев был удивлен нашим камином. И по-мальчишески похвалился, что у него тоже есть красивые камины.
На прощание Рудольф оставил свою запись в альбоме Антроповых: «Чудный вечер. Счастье и DруJба навеки». Видимо, он волновался и от волнения перепутал русские и латинские буквы.
«День рождения Натана - славный праздник Татарстана!»
Об альбомах Натана Игоревича и Татьяны Геннадьевны в Казани ходят легенды. Сначала у них была идея, чтобы гости оставляли свои автографы прямо на стенах, как в кабинете у режиссера театра на Таганке Юрия Любимова. Но потом они подумали, что всякое может случиться: пожар, потоп, ремонт, и тогда бесценные автографы погибнут. Известный кинорежиссер Александр Митта, тоже бывший у Антроповых в гостях, подал идею - завести большой альбом, куда каждый гость вносит свои записи. Добрая традиция прижилась. Сейчас таких альбомов в семье уже три. Оригиналы двух первых Антроповы несколько лет назад по просьбе тогдашнего директора Нацмузея РТ Геннадия Муханова передали в музейные фонды, а себе оставили копии.
Листать альбомы с автографами гостей очень увлекательно. Вот забавный рисунок и надпись: «Спасибо за старый Новый год. Он оказался очень новым! Удачи и счастья. 1989 год. Ролан Быков».
Другой лист: «Пусть в этом знаменитом альбоме будет Винни-Пух. Евгений Леонов».
«Бог вернет вам доброту, которую вы дарите людям. Армен Джигарханян».
Еще одно послание от давнего друга семьи поэта Игоря Губермана: «Ребята! Спасибо вам огромное. Восхищен тем благородством, с которым вы переносите свое счастье. Обнимаю».
А вот эпиграмма, которую посвятил Натан Игоревич самому себе на свой день рождения. А родился он 30 августа, в День республики. «День рождения Натана - славный праздник Татарстана!»
Дальше - эпиграммы Валентина Гафта:
Еще одно последнее
сказанье,
И летопись окончена моя:
О Тане, о Натане, о Казани,
Они теперь навек
мои друзья.
В 80-е годы в доме был пожар, его чудом удалось отстоять. Валентин Гафт посвятил своим казанским друзьям такие стихи:
Свой след оставил
в этом доме тоже,
Пусть остается - больно
дом хорош.
И никогда уже сгореть
не сможет,
Ведь кто сгорел, того
не подожжешь!
1989 год.
В свою очередь Натан Игоревич посвятил Гафту свою эпиграмму:
Я думаю, что Год змеи
для Гафта благодать,
Конечно, мудрости ему
не занимать,
Но можно, не стесняясь,
всем подряд,
Их нежно обвивая,
впрыснуть яд.
Каждая страница этих альбомов представляет историческую ценность. По ним можно изучать культурную жизнь Казани за три десятка лет. Наверняка третий альбом - не последний, ведь двери дома Татьяны Геннадьевны и Натана Игоревича всегда открыты для друзей.