Среди причин кризиса есть и творческая составляющая, считает специальный гость 36-го фестиваля бардовской песни имени Валерия Грушина, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Георгий Гречко:
- Песня в космосе – это еще один человек, который работает, причем работает очень хорошо! В полет мы взяли кассеты с записями Владимира Высоцкого. По возвращении на Землю поставили на кассете штамп станции и вернули ее, написав такие слова: «Вы были третьим в составе нашего экипажа из двух космонавтов. Потому что когда нам было грустно, мы включали ваши песни, наполненные юмором. Когда было трудно – патриотические, а когда было совсем плохо, то мы уже сами начинали петь: «Еще не вечер…» И вот теперь на Грушинском фестивале я вынужден все время повторять: «Ребята! Я сюда прихожу за песнями для новых космонавтов. Ведь сейчас в программах освоения космоса – полеты на Марс, астероиды, освоение Луны. Не просто «прилетел-улетел», а именно освоение! А под какие песни это делать? Если мы в космосе будем слушать песни только о том, как идет дождь, как падает последний желтый лист, а также про измену и безответные чувства – так мы же там скиснем! Так что предупреждаю: ребята, прекратите петь на эти темы!» Шучу конечно, но ведь еще никто не сказал, что от подобных настроений жить становится лучше.
- Меняется ли бардовская песня под влиянием новых времен?
- Приезжаю на фестиваль третий год и каждый раз вижу в его организации что-то новое, благоустройство парка становится лучше, появились столовые, дорожки. Это хорошо. А вот в творческой части, мне показалось, нет такого, чтобы с каждым годом, с каждым следующим фестивалем появлялось больше молодежи и новых имен. Хотя, конечно, свое лицо Грушинскому нужно – иначе фестиваль превратится в одну из многочисленных эстрадных тусовок. Но все же авторская песня – это не нечто застывшее. Да, в этом жанре есть свои признанные гении – Высоцкий, Окуджава, но это не значит, что все должно остаться на том же уровне. Боюсь, что в борьбе за чистоту авторской песни мы принимаем ее в виде памятника, а не живой песни. Например, так сейчас сложилось, что под Тольятти, на Федоровских лугах, одновременно проходит еще один Грушинский фестиваль. И кто побывал на нем, говорят: «Там больше молодежи». Поэтому считаю, в художественный совет нынешнего фестиваля нужно включить больше молодежи, нужна «свежая кровь». Нужны ребята, которые чувствуют новые тенденции в авторской песне, новую волну слушателей. Поэтому здесь, на Мастрюковских озерах, мы выигрываем в организации фестиваля, место здесь прекрасное, но много хороших авторов все же идут на Федоровские луга. Надо задуматься: раз место хорошее, а идут туда, значит, с творческой частью происходит что-то не то. И повторяю еще раз – в космос без песни лететь нельзя. Удивительно, но не приходят в состав группы космонавтов люди, не любящие авторскую песню! Признаюсь, перед полетами наши ребята не записывают на магнитофон арии, блатные песни, уж не говорю про то безобразие, что поют сейчас на телевидении, все эти «муси-пуси». Но, к сожалению, послать в космос нашим ребятам кассету с новыми авторскими песнями не могу – их нет, этих песен. Что сильно меня беспокоит. Ну как же так? Например, я сидел на концерте авторской песни и считал: о чем же поют? Смотрите, какие темы получились: печаль, грусть, тоска, осень, дожди, неразделенная любовь, красивая смерть… Ребята, к чему зовем?! Нужны не тоскливые слезливые песни, а такие, которые наполняют энергией, оптимизмом, которые зовут к чему-то новому. Вспомним наших лучших бардов – они пели о спасателях, летчиках, людях опасных профессий. Вот лауреаты нынешнего года - ребята из симферопольского трио, вроде бы тоже поют о трудностях, а слушатели смеются и получают позитивный настрой.
- Вы сами владеете каким-нибудь инструментом?
- К сожалению, умею обращаться только с магнитофоном. Но, хотя сам и не играю, не представляю своей жизни без того, чтобы не петь. Слушать хорошую музыку - значит жить достойно.