ЕЩЕ РАЗ О ПРИВИДЕНИЯХ

В течение долгого времени "охотники за привидениями" только собирали легенды о появлении призраков, записывали рассказы очевидцев. Но в последние годы все чаще делают попытки научно объяснить появление призраков.

news_top_970_100

В течение долгого времени "охотники за привидениями" только собирали легенды о появлении призраков, записывали рассказы очевидцев. Но в последние годы все чаще делают попытки научно объяснить появление призраков.

Одно из объяснений дает биохимик Мария Вильчихина. Изучая многочисленные описания призраков в художественной литературе и в специальных книгах уфологической направленности, она обратила внимание на три закономерности. Во-первых, описания привидений за последние триста-четыреста лет почти не изменились. Люди видели перед собой что-то белое или, наоборот, черное, прозрачное, колеблющееся. Во-вторых, привидения, особенно возникающие одновременно перед несколькими людьми, а именно такие рассказы можно рассматривать как достоверные, "селились" около картин, фресок и других старинных изображений. В-третьих, привидения предпочитали показываться в тусклом мерцании свечей, камина, запыленных ламп или при неверном лунном свете.

Отсюда вывод М.Вильчихиной: призраки - это голографическое, объемное изображение людей. Но чтобы это изображение возникло и, главное, было увидено, необходимо сочетание нескольких факторов.

Для записи изображения нужен источник когерентного лазерного света. Человек излучает широкий спектр электромагнитных волн. Наиболее интенсивны из них волны, близкие к тепловому излучению (колебания заряженных клеточных мембран всех внутренних органов происходят согласованно - когерентно). Поэтому, по мнению российской исследовательницы, человека можно сравнить с лазером, только работающим в микроволновом диапазоне.

Сочетание человека-лазера, например художника, и портрета, который он рисует с натуры масляными красками, может привести к появлению на картине еще одного, голографического, изображения. Только качество записи, разумеется, будет плохим: нерезким, блеклым. Чаще голографическое изображение возникает, когда художник рисует, что называется, на подъеме своих внутренних сил, когда все процессы в его организме идут на пределе, когда из него так и пышет энергия. Слабый свет, особенно в зоне, близкой к инфракрасной, тоже имеет большое значение. Тепловой поток, идущий от свечи, углей камина, дополняет излучение человека. Они накладываются друг на друга, и изображение делается более четким.

Интересную гипотезу появления привидений предложил специалист по компьютерам из Ковентрийского университета Вик Тенди. Однажды вечером, засидевшись за работой, он отчетливо ощутил за своим левым плечом присутствие некоего объекта, от чего у него буквально застыла в жилах кровь.

К суевериям компьютерщик был не склонен, поэтому вместе со своим коллегой, доктором физики Тони Лоуренсе, он попытался объяснить появление привидения с научной точки зрения. По мнению ученых, причиной возникающих у людей ощущений ужаса и видений человеческих фигур является так называемая стоячая звуковая волна. Будучи низкочастотной, она не различима для нашего слуха, зато может попадать в резонанс со зрительным органом - глазным яблоком. Когда эти частицы совпадают, у человека возникают зрительные ощущения и он видит двигающиеся фигуры. Наиболее подходят для возникновения стоячей волны длинные узкие комнаты и коридоры, где, кстати, в большинстве случаев люди и встречают призраков.

Ученые сопоставили описание формы и размеров комнаты, в которой Вик Тенди почувствовал присутствие привидения, с характеристикой гипотетической частоты собственных колебаний глазного яблока - и они совпали.

Но почему же очевидцы дают такие схожие описания этих видений? Вероятно, они просто подгоняют возникший у них образ под уже известный облик красочно описанного в легендах привидения.

Михаил БУРЛЕШИН.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100