Если песни замолкают, надо кричать SOS!
news_header_top_970_100

Если песни замолкают, надо кричать SOS!

Необычный музыкальный фестиваль «Музыка Веры» объединит три исторических города.

Новый форум 10 июня откроется в Болгаре, пройдет 6 июля в Свияжске и завершится 7 июля в Казанском кремле. Фестиваль многожанровый. Здесь будут звучать джаз, рок, духовные песнопения, техно, фольклор, народная и оркестровая музыка. Автор идеи фестиваля - известный казанский музыкальный критик джазмен Игорь Зисер. Его идея перекликалась с проектом Камерного хора РТ «Священные песни». И вот два проекта слились, гармонично дополнив друг друга.
- Нам обязательно нужен такой фестиваль. Мы живем в многонациональном обществе. Межконфессиональность и толерантность – национальная идея Татарстана. И выразителем ее может быть только хор, где разные люди поют в унисон, - считает художественный руководитель Камерного хора РТ Миляуша Таминдарова. – Правда, мне термин «толерантность» не нравится. Он означает терпимость. Извините, это значит: не люблю, но терплю? Нет, мы должны не терпеть друг друга, а уважать и любить.
- Казань всегда славилась своей хоровой школой...- Да, у нас много талантов. Наши ребята поют в Большом театре, «Геликон-опера», других коллективах. Казанские вокалисты востребованы в Москве, Санкт-Петербурге, театрах Европы. С одной стороны, радостно за них, но с другой – жалко, что Татарстан теряет таких исполнителей. 
- Почему так происходит?- Мы не создаем для них нормальных условий для работы и жизни. Всегда артист хора стоит в три раза дешевле, чем артист оркестра. Хотя артист оркестра играет на струнах и жилах инструмента, а хоровик – буквально на своих жилах. Его инструмент – это все его тело. Он, как Александр Матросов, своим телом закрывает амбразуру. Это на самом деле великий, нечеловеческий труд. Вот мы сегодня репетировали три часа, и состояние такое, что три вагона разгрузили. Хоровое пение - это колоссальная физическая работа, в которой задействованы практически все мышцы, мозг, чувства. Я снимаю шляпу перед этими людьми. 
Во всем мире к хорам отношение другое. Мы выступали на Московском пасхальном фестивале Валерия Гергиева. Артист хора на этом фестивале чувствует себя звездой, уважаемым человеком: он живет в пятизвездочном отеле, у него отличное питание, все условия для репетиций и выступлений. 
- А каково сегодня состояние хорового искусства в Татарстане?- Самое грустное, что сейчас очень сложно укомплектовать хор. На зарплату солиста хора невозможно содержать семью, и многие ребята, получив вокальное образование, уходят в бизнес, занимаются организацией концертов – делают все что угодно, только не поют. Не от хорошей жизни мы начинаем привлекать в хоры народников, ребят, которые «лабают» на гитарах в подземных переходах, бардов с Грушинского фестиваля, балалаечников, баянистов. Среди них есть таланты, самородки, но нужно 33 раза умереть рядом с ними, прежде чем голоса у них зазвучат так, как нужно.
И в такой ситуации в Казани закрыли единственную хоровую капеллу мальчиков! Ее руководитель Владимир Павлович Ульянов 45 лет работает с хором мальчиков. Этот коллектив – настоящее сокровище! Хор получил звание образцового коллектива России, но гимназию все равно закрыли. Закрыли в Казани - Владимир Павлович поехал в Верхний Услон и там собрал 200 пацанов. Он настоящий профессионал, подвижник - и в пустыне соберет хор! Если администрация района его поддержит, если дадут нормальное помещение для репетиций - хор может прославить Верхний Услон.
- Какой выход может быть из этой ситуации?- Почему в Казани нельзя одну музыкальную школу отдать под капеллу мальчиков? И такая школа есть в Юдино. Поверьте, поющие мальчики – это мощная духовная сила, мощная энергия созидания. Если в республике нет хора мальчиков, значит, нет хорового искусства вообще. Мы готовы сделать хор мальчиков своеобразным филиалом Камерного хора РТ. Мы будем выезжать на совместные концерты, проводить мастер-классы для мальчишек. Я кровно заинтересована в этом потому, что эти ребята будут петь в хоре. Если не они, то кто?
- Почему люди поют хором?- Люди пели всегда, со времен первобытно-общинного строя. И если хором петь перестают, значит, что-то неладное происходит в обществе. Если песни замолкают, надо кричать SOS!Я глубоко убеждена, что наплевать на хор – небезопасно для общества. Надо понимать, что хор – мощное социальное орудие, инструмент воздействия на сознание. Это общность людей, соборность, которую необходимо поддерживать.