У Джаудата Садыкова - учителя истории казанской школы N
0122, свое видение этой острой проблемы. Например, под занавес учебного года его восьмиклассники писали эссе на тему «Я слишком люблю свою Родину, чтобы быть националистом».- Не скажу, что сочинения подростков отличались глубиной мысли, - комментирует итоги коллективного труда Джаудат Назипович. - Стандартные мнения: «Мы гордимся своей страной, так как у нас нет национальных проблем». Хорошо любить Россию и Татарстан, когда они на экономическом подъеме! Попробуйте быть патриотом при экономическом кризисе.
- Часто ли вы даете ученикам такие необычные темы?
- Как правило, на обобщающих занятиях, которые проводим каждые четыре урока. Например, десятиклассники рассуждали, верно ли учение Маркса и почему к нему все время возвращаются? Примерную тему объявляю за неделю. В поисках информации ученики штурмуют интернет. Самые интересные мнения, как правило, рождаются на уроках. Домашние же сочинения оригинальностью не отличаются. Кстати, именно письменные работы раскрывают творческий потенциал учеников. Без видимого оппонента они высказываются смелее.
- Вы строго оцениваете работы?
- Основная задача учителя - научить ученика мыслить. Эссе - самая сложная из всех типов работ. На ЕГЭ она дает максимальное количество баллов. Самым неудачным считается пересказывающее содержание учебника. Но я тройки ставлю редко. Иначе у ученика пропадет желание учиться. Если в эссе есть хоть немного самостоятельных рассуждений - ставлю 4, за анализ проблемы - 5.
- Как строите ваши уроки?
- Я стараюсь научить детей высказывать свою точку зрения и иначе смотреть на вещи. Выступаю в роли провокатора. Начинаю убеждать их в том, что черное - это белое, а плохое - это хорошее. Отстоять свои взгляды удается единицам. Ведь в сознании многих учеников по-прежнему крепко заложен советский постулат - учитель всегда прав. К примеру, однажды студентки провели на моем уроке классный час «Суд над наркоманией». Одна часть учеников выступала на нем в роли преступников. Другие были судьями и присяжными. А один из хороших учеников - адвокатом. Так вот, он спокойно и без труда защитил… наркоманию, доказав, что она необходима, как и СПИД, который является санитаром общества. В итоге присяжные вынесли вердикт оправдать наркоманию.
- А кого вы считаете патриотом Отечества?
- Патриот - не тот, кто любит сгущенку российскую и не ест американскую. Истинный патриот - это не человек с ружьем, а пацифист, который отстаивает идею неприятия войны вообще.
- Можно ли привить детям патриотизм?
- Патриотизм привить нельзя! Но он зависит от обстановки в стране. Например, когда питерский «Зенит» выиграл Кубок УЕФА, многие мгновенно стали патриотами России, хотя даже не знали, у кого он выиграл. Я стараюсь воспитывать патриотизм, применяя теорию малых дел во благо других. Одна из моих учениц на год уехала в Америку и оттуда слала мне СМС о том, что смогла доказать американцам - не они выиграли Вторую мировую войну!
- Как, по-вашему, нужно бороться с радикальными националистическими течениями, такими как скинхеды?
- Националисты вырастают из детей, которые так и не научились анализировать исторические факты. Подобные течения возникают, когда молодые люди ничем не заняты. Не случайно говорят, солдат без дела - потенциальный преступник. Если ребенок посещает досуговые и спортивные центры, скинхедом он никогда не станет. Скинхеды получаются из детей, которые не любят учиться вообще. Им нравится бездельничать. Они сами будут пожинать свои плоды.
Представляем автора интервью.
Джаудат Садыков преподает в школе историю 16 лет. Не женат. Все свободное время готов посвящать ученикам. Любит проводить дополнительные занятия, выходящие за рамки школьной программы. Увлекается философией. За все годы работы у него не было двух одинаковых уроков.