Финансы, маркетплейсы, туризм: будущее и перспективы халяль-индустрии в России

Россия - многонациональное государство, граждане которого исповедуют разные религии. Некоторые из них накладывают определенные ограничения, а верующим бывает непросто получить необходимые им товары и услуги. В последние годы у нас в стране стремительно развивается халяль-индустрия.

news_top_970_100
Автор фото: Фарит Муратов

Подробнее об этом рассказал корреспонденту «Казанских ведомостей» эксперт - генеральный директор ООО «Хочу Халяль» Анвар Джавбураев.

Анвар Джавбураев 

Еда и товары

- С какими сложностями сталкиваются россияне, исповедующие ислам?

- На сегодняшний день в России проживает более 20 миллионов мусульман. Большинство из них хочет покупать товары и пользоваться услугами, соответствующими стандартам халяль. Но искать их приходится на разрозненных площадках в интернете, многие из которых не всегда гарантируют соответствующее качество. Уже сейчас в стране существует добровольная система сертификации халяль-товаров и услуг, но при этом нет единого реестра тех, кто имеет такие сертификаты.

- Какие шаги предпринимаются для решения этой проблемы?

- Предприниматели и общественники работают над созданием единых агрегаторов халяль-товаров и услуг, которые объединяют справочники с информацией о магазинах, пунктах общественного питания, банках. Также в России отсутствует единый реестр мечетей и священнослужителей. А он очень нужен, особенно тем, кто переезжает в другой город. Верующий человек должен знать, к кому ему обратиться с духовным вопросом, и быть уверенным, что священнослужитель не проповедует какое-нибудь радикальное учение.

- Все чаще халяль-продукты стали выбирать и россияне, не являющиеся мусульманами. Почему?

- Потому что люди устали от скрытых маркетологических недосказанностей. А в халяль-индустрии слона на кухне не утаишь, все тайное становится явным. В случае с продуктами питания к обычному государственному фильтру качества добавляется еще один - сертификация по стандартам халяль. Зачастую методы обработки продуктов в халяль-индустрии позволяют лучше сохранить вкус еды. Например, птицу не замачивают в ванной, а обрабатывают воздушно-капельным путем. И потребители ценят это. Существует много примеров, когда православные священники выбирают халяль-продукты, потому что знают, с какой строгостью их производят, а им не запрещено такое питание.

- Наверняка это недешево обходится производителям?

- Да, им приходится соответствовать более высоким стандартам, часто это требует серьезной модернизации оборудования. Но ведь это также способствует развитию производственной базы в стране, что помогает нашим продуктам эффективно конкурировать с иностранными производителями.

- Халяль-маркировку зачастую можно увидеть не только на продуктах питания. Как вы это объясните?

- Существуют разные категории продуктов и услуг. Есть такие, как, например, вода или сухофрукты, которые однозначно разрешены. Есть такие, которые находятся под полным запретом, как свинина. А есть продукция, которая может содержать запрещенные ингредиенты или не соответствовать некоторым требованиям шариата. И вот она-то часто вызывает удивление у обывателей. Например, краска для волос или лак для ногтей. Тахарат подразумевает обязательное омовение перед молитвой. А обычный лак или краска не пропускает воду, получается, что девушка во время омовения не очищает некоторые части своего тела. Для этого как раз придуманы различные составы, которые дают полупроницаемую или проницаемую оболочку, которая пропускает воду до ногтевой пластины, например, или до волоса.

- Каких изменений рынка халяль-продукции вы ожидаете в ближайшем будущем?

- Мир изменчив, меняется и торговля. Мусульмане сейчас активно пользуются онлайн-магазинами и маркетплейсами. И конечно, хочется совершать покупки в соответствии с критериями халяль. А ведь на складах и в пунктах выдачи заказ может соседствовать с харамными, то есть запрещенными, товарами, что неприемлемо для мусульманина. Соответственно, назревает потребность в отдельной инфраструктуре, в частности, в халяль-маркетплейсе. Казань - идеальное место для его запуска как географически, так и технологически. Аналогичная ситуация наблюдается и на рынке доставки еды.

Гостеприимство и путешествия

- Сложно ли мусульманам в России получать услуги, соответствующие требованиям их религии?

- Важно отметить, что мы наблюдаем устойчивую тенденцию - сейчас формируется буквально везде запрос на халяльный образ жизни. Вокруг нас постоянно развивается халяль-индустрия, но, к сожалению, люди не всегда знают, что существует буквально за углом их дома. Кроме того, есть большой запрос на сервисы, которые имеют аналогичные примеры, но не реализованы в сегменте рынка халяль. Приведу пример - запрос в халяль-рекрутменте. Представьте, что вы владелец мусульманской гостиницы или кафе. Определенно, вам требуется персонал, который будет соблюдать требования по внешнему виду, уметь обращаться по мусульманским обычаям, знать точно запросы потенциальной аудитории. Сегодня не существует такой площадки поиска работников, где преимущественно публикуют свои резюме мусульмане. Традиционные площадки не могут допускать указание требований к национальности или вероисповеданию соискателей ввиду законодательных и этических требований.

- Какую тенденцию в сфере услуг вы бы назвали наиболее заметной?

- Мусульмане много путешествуют по России, отсюда и запрос на халяль-продукты в этой сфере. Такой системы сейчас у нас в стране нет. В итоге мусульмане вынуждены искать всю информацию для будущего путешествия самостоятельно. Туры, связанные с хаджем и умрой, относительно развиты, но это более специфическая история. Рынок внутреннего туризма активно развивается, но, к сожалению, халяльными пакетными предложениями не представлен.

- Каким требованиям должен соответствовать такой тур по России?

- Мусульманин в путешествии должен быть уверен, что его права как верующего человека будут соблюдаться. Это касается вопросов питания, возможности помолиться во время экскурсионной программы. Для гостиниц также разрабатывается госстандарт обслуживания по стандартам халяль. Развитие мусульманского туризма будет полезно не только для наших соотечественников, но и для гостей из арабских стран и Юго-Восточной Азии. Недавно прошел KazanForum, мусульмане-иностранцы часто говорили там, что хотели бы организовывать бизнес-миссии в России, но их не устраивает фонд размещения. Поэтому нам всем есть над чем работать.

Бизнес и банки

- Появление всех этих продуктов будет зависеть от масштабных инвестиций…

- Сейчас очень трудно оценить потенциал рынка халяль-продуктов и услуг в России. Чем сильнее скрыт ресурс рынка, тем выше возможности для производителей заработать. Я считаю, что здесь все-таки пока предложение не сформировалось в достаточной мере, чтобы за ним подтянулся спрос. И Татарстан здесь, как локомотив, бежит вперед. У нас проводится много событий, развита инфраструктура, да и в целом общество дружелюбно настроено к различным конфессиям.

- В каких услугах нуждаются бизнесмены-мусульмане?

- Зачастую у оптового покупателя и продавца стоит задача найти друг друга. Например, арабские страны хотят закупать наше подсолнечное масло рафинированное, наш мед. Для организации трансграничной торговли нужны посредники, которые могут проверить все документы, гарантировать сделку и провести ее в соответствии с требованиями шариата.

- А как же банковское обслуживание? В России в последние годы все чаще говорят о развитии исламского финансирования.

- Халяльные финансы уже представлены во многих секторах мировой экономики. Партнерское финансирование не использует ростовщических процентов, вместо него используется механизм отложенного финансирования вашей покупки. То есть покупка осуществляется в рассрочку с оплатой услуг финансовой организации. Есть в этом сегменте и другие услуги, в частности, финансирование под залог дебиторской задолженности. У бизнеса так бывает, что ему должны несколько поставщиков. На бумаге деньги есть, а по факту их нет. Возникает кассовый разрыв. Соответственно, исламский банк может профинансировать предпринимателя в такой ситуации.

- Какие еще услуги предоставляются в сегменте партнерских финансов?

- Исламский банкинг предоставляет аналог лизинга для покупки движимого имущества. Опять же это делается в рассрочку, с оплатой услуг, но без процента займа. Интересно и финансирование предпринимателей, в котором так нуждается бизнес для старта и развития. Вместо процентов по займам банку предлагают долю в будущих доходах, то есть это инвестиционный продукт.
 

news_right_column_240_400