Фиринат Халиков: В городе должна быть диорама Казани XVI века

Учащиеся художественной школы №5 встретились с известным художником, академиком Российской академии художеств Фиринатом Халиковым.

news_top_970_100
Автор фото: Фото: Ольга Иванычева

Встреча состоялась в рамках совместного проекта Союза ветеранов Республики Татарстан и Союза художников Татарстана. Проект приурочен к 100-летию образования ТАССР и 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. 

— Любовь к рисованию у меня с детства. Мой отец родом из Балтасинского района, он был самодеятельным художником. Семь лет служил в армии и был там полковым художником. Я наблюдал, как работает отец, сначала срисовывал то, что он писал, потом самостоятельно учился рисовать по учебникам, — рассказал Фиринат Халиков. — Учился в сельхозтехникуме, попросился в армию. Служил в Германии. После демобилизации поступил в Кировское художественное училище. Приехал в Казань для учебы в Творческой мастерской Российской академии художеств, которой руководил академик Харис Абдрахманович Якупов. 

— Когда вы заинтересовались исторической живописью? 

— История привлекала всегда. Мне было интересно, как раньше люди жили. 

Историческая живопись требует умения работать во всех жанрах — это и портрет, и пейзаж, и натюрморт. 

Я максимально честно стараюсь отразить архитектуру того времени. Изучаю историю архитектуры, костюма. Сохранились некоторые письменные источники, летописи, но их очень немного, по ним делаю реконструкцию. Даже выясняю, какая погода была в Казани во время тех или иных событий. Это тоже важно для исторической верности картины. Так постепенно, по крупицам собирается материал. Конечно, со стопроцентной документальной точностью отразить все невозможно, но можно передать дух эпохи.

— Это же не только творческая, но и серьезная научная работа?

— Мы эту тему разрабатывали с моим однофамильцем, ученым-археологом Альфредом Хасановичем Халиковым. Еще в Кирове, до приезда в Казань, я читал его книги и здесь познакомился с ним, стал ходить на его лекции в университет. Мы вместе ездили в Болгар, где я участвовал в археологических раскопках, делал зарисовки. Так совпало, что как раз в то время в обществе появился интерес к истории, своим корням. 

— Несколько лет назад вы начали работать над проектом диорамы Казани XVI века. Почему хотите реконструировать Казань именно того времени и где предлагаете разместить диораму? 

— XVI век — это был расцвет Казанского ханства, и думаю, всем будет интересно увидеть, какой была Казань 500 лет назад. Диораму можно разместить в здании пожарной части у мечети Кул Шариф. Это круглое строение отлично для этого подходит. 

Во многих городах, даже небольших, есть диорамы, а в Казани нет. Обращался со своей идеей ко многим, но отвечают, что пока нет финансов. 

— Вы главный художник Московской соборной мечети, автор ее фасадов и интерьеров, для художника это огромная ответственность…

— Конечно, это очень ответственная и важная работа, длилась она восемь лет. Когда мне предложили принять участие в международном конкурсе Совета муфтиев России на создание проекта соборной мечети в Москве, я решился на этот шаг. Это был серьезный конкурс, в котором участвовали художники и дизайнеры из России, Узбекистана, Турции, Марокко, и мой проект стал победителем. 

— Фиринат Гаптухаевич, интересно, какие ощущения испытываете, когда проезжаете мимо мечети?

— Удивление, смущение: неужели это мое творение? Непривычно и радостно. Мечеть получилась красивая, величественная. Ее главный купол позолоченный, потому что Москва — златоглавая. Символично, что соборная мечеть видна из окна дома-музея замечательного русского художника Виктора Васнецова, прямо из окна его мастерской. Правда, мечеть можно увидеть только осенью, когда деревья скидывают листву.

Наша справка

Фиринат Халиков - член Союза художников России, заслуженный деятель искусств РТ, лауреат Государственной премии РТ им. Г.Тукая, академик Российской академии художеств. Его работы находятся в музеях России, в том числе в Русском музее в Санкт-Петербурге, в Государственном историческом музее в Москве, в собраниях Министерства культуры и Художественного фонда России. Некоторые картины включены в школьные учебники по истории России и Татарстана, альманахи и энциклопедии, зарубежные издания. 

Его самая масштабная картина «Светозарная Казань» имеет размер 8,5 на 4,5 метра. Она была написана ко II Всемирному конгрессу татар. 

Вместе со скульптором Махмудом Гасимовым и архитектором Маратом Максудовым Фиринат Халиков является автором памятника основателю Елабуги - булгарскому эмиру Ибрагиму бен Мухаммату. Монументальная скульптура установлена в Елабуге к 1000-летнему юбилею города. 

Фиринат Халиков является руководителем Творческих мастерских Российской академии художеств в Казани.

news_right_column_240_400