При покупке пищевого продукта (в том числе алкогольной продукции), который вызывает у вас сомнение в доброкачественности, а еще хуже того вызвал отравление, необходимо немедленно написать жалобу в Управление Роспотребнадзора по РТ (Татарстан) по адресам: ул. Сеченова, 13а или ул. Б. Красная, 30. Это дает специалистам право на проверку жалобы на месте приобретения товара в рамках надзорных мероприятий и проведение лабораторных исследований. Проверку, исходя из обстоятельств, могут провести на предмет химического состава - допустим, на присутствие солей тяжелых металлов, ртути, а кроме того, на микробиологические показатели.
Однако недоброкачественность пищевых продуктов имеет столько специфических нюансов, что фактически доказать вину производителя или продавца товара бывает достаточно сложно. Ведь продукт, например торт, может испортиться и после покупки. К примеру, если вы не соблюдали температурный режим хранения или резали его тем же ножом, каким до этого мясо. При этих обстоятельствах возможно заражение сальмонеллой или иными бактериями изначально качественного продукта. Выяснение истины в подобных случаях – очень трудоемкий процесс. Счет идет буквально на часы.
Экспертиза промышленных товаров проводится только платно. Запомните одно существенное «но»: в период действия на товар гарантии продавец обязан провести ее за свой счет. Если же гарантийный срок истек и вы проводите экспертизу на собственные средства, то в случае доказанной недоброкачественности товара продавец обязан возместить эти траты. А вы, кроме того, можете требовать возврата его стоимости или же его обмена на аналогичный новый, или выплаты разницы от понижения стоимости. Но если в ходе экспертизы выяснится, что вы сами нарушили условия эксплуатации товара, то не видать вам денег, затраченных на экспертизу.
Как правило, если продавец знает свои слабые места, то часто достаточно одного упоминания о том, что вы собираетесь провести экспертизу. И ваши требования сразу будут удовлетворены.
ЗАПОМНИТЕ. Согласно п. 5. ст. 18. закона о защите прав потребителей «Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.
Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара» (Федеральный закон от 21.12.2004 №171-ФЗ).
Теория на практике
ИСТОРИЯ 1.
Шамиль К. заказал в одной из фирм установку стеклопакетов в квартире. С наступлением холодов стекла и снаружи, и изнутри покрылись наледью. Обращения к продавцу-установщику стеклопакета не дали результатов. Ему отвечали, рамы у вас качественные. Мужчина обратился в ООО Консалтинговый центр «Аврора Консультант», где выяснилось, что установленные стеклопакеты не соответствуют нормативам по климату нашей республики. Заказчик получил возможность требовать у исполнителя возврата денег или бесплатной установки новых стеклопакетов.ИСТОРИЯ 2. Вероника М. обратилась в Центр независимой экспертизы при общественной организации РТ «Защита прав потребителей» по поводу совсем нового сотового телефона, который то зависал, то перезагружался. В магазине девушке отказали как в возврате денег, так и в гарантийном ремонте. Мотивация: вы сами испортили телефон неумелым обращением. Однако эксперт установил, что заявленные потребителем неисправности связаны со сбоем программного обеспечения телефона. И следов нарушения правил эксплуатации не обнаружил. В итоге продавец вернул девушке деньги, потраченные на телефон.
КСТАТИ. Более подробную информацию об экспертных организациях можно получить на сайте www.tatzpp.ru.