Тимур и Герцог вышли на прогулку. Они оба любили этот парк с его задумчивыми деревьями и непричесанной травой. Деревянные скамейки безмолвно предлагали горожанам присесть на их спины. А низенькие цветы радостно протягивали к гостям свои ладошки.
Герцог, прихрамывая, поспешил за сучковатой палкой, которую Тимур бросил в сторону сизой ели. Пес не торопился. Он подошел к ветке и, бережно держа в пасти добычу, поковылял к хозяину.
- Умница, мальчик, - воскликнул Тимур и потрепал четвероногого по затылку.
Пес улыбнулся всеми своими сорокадвумя отточенными зубами и завилял хвостом.
- Гав! - залаяла собака, предлагая продолжить игру…
Немецкой овчарке по кличке Герцог шел второй год. И была она верным другом Тимура. Еще маленьким щенком пес поселился в доме молодого человека. Отец юноши, Ренат Азатович, степенный мужчина средних лет, привез питомца из собачьего питомника.
- Если уж заводить собаку, то только чистых кровей, - рассуждал мужчина. - Двортерьеров нам точно не надо.
Выбор пал на немецкую овчарку. Представители данной породы славятся своей универсальностью, обучаемостью и умом.
- Надеюсь, благодаря четвероногому другу наш сын станет заботливее и доброжелательнее, - меланхоличным голосом заявила мама Тимура. По правде говоря, женщине было неинтересно заниматься воспитанием отпрыска. Ее гораздо больше заботило то, как остановить надвигающееся увядание.
Ренат Азатович стремился иметь только лучшее! Он со своей семьей жил в престижном районе, занимая дорогой коттедж, и ездил на модном автомобиле. Жена была красавицей с двумя высшими образованиями (правда, последние 12 лет трудилась домохозяйкой), а сын учился в элитной школе. Тимур свободно владел английским и французским и много времени посвящал хоккею. Но истинным увлечением парнишки стала резьба по дереву. Еще в раннем детстве, после прочтения сказки о Пиноккио, мальчик понял, что из дерева можно создать все: даже маленького человечка с длинным носом.
Первой работой Тимура стал незамысловатый орнамент на спинке его собственной кровати, сделанный обычным канцелярским ножом. Затем парнишка выдолбил на разделочной доске яблоко с сидящей на нем бабочкой. Вскоре юноша скопил карманные деньги и раздобыл на рынке коробочку штихелей (режущих инструментов по дереву). Мальчик вдохновенно предавался любимому занятию, вооружившись нехитрым полуигрушечным инструментом.
Отец только посмеивался над слабостью сына:
- Ты ведь мужик! - говорил он. - Тебе бы не поделками заниматься, а чаще думать о клюшке с шайбой.
- Не мое это, - пытался протестовать мальчик. - Я творческий человек, а никак не спортсмен.
- Ба! Да у меня рукодельница подрастает! - грубо парировал Ренат Азатович.
Со временем юноша перестал поддерживать разговор о своем хобби, с безнадежностью подчиняясь установившемуся порядку вещей. Тимур знал свое будущее наперед: ему предстояла учеба в медицинском университете, а в дальнейшем - работа в собственном стоматологическом кабинете…
Когда в его жизни появился Герцог, мальчишка повеселел. Шустрый щенок носился по всему коттеджу. То тут, то там виднелся подвижный хвост и высунутый язык, развевавшийся подобно флагу. Питомец обещал превратиться в настоящего красавца: крепкая мускулатура, мощные лапы и умные, почти человеческие, глаза.
Герцог и Тимур быстро нашли общий язык. Они играли в снежки, ходили на лыжные прогулки, а время от времени даже смотрели фильмы, тесно прижавшись друг к другу. Если мальчик уходил на учебу, пес замирал в ожидании у входной двери. И часами смотрел в никуда, боясь сдвинуться с места. А однажды, когда парнишка подхватил жестокую простуду, питомец всю ночь не отходил от кровати хозяина, жалобно поскуливая.
- Как здорово, что в моей жизни появился ты! - говорил мальчик. - Теперь я не чувствую себя одиноким.
Надо сказать, друзей у Тимура практически не было. Он рос замкнутым мальчиком, увлеченным своими фантазиями. Герцог пробудил в хозяине определенную живость характера. Парнишка стал чаще улыбаться и интересоваться происходящим вокруг. В дом начали заглядывать одноклассники. Ребята часами сидели за настольными играми или погружались в компьютерные приключения.
- Надо же, я не узнаю своего сына, - удивлялась мать мальчишки.
А потом питомец слег. Несмотря на своевременную вакцинацию, собака столкнулась с агрессивной атакой вирусов. Конечно, благодаря заботе владельца недуг протекал не в самой тяжелой форме, но Тимур все равно глубоко переживал.
Герцог стал вялым и апатичным. Он лишился аппетита и забивался за диван, отказываясь от общения. Несколько раз приезжали ветеринары: махали шприцами, щедро угощали пса таблетками и витаминами. В глазах Тимура стояли слезы. Он мечтал только об одном: чтобы питомец скорее выкарабкался!
К счастью, беда миновала. Герцог пошел на поправку. Но стало очевидным, что болезнь не прошла бесследно: во внешнем облике собаки появились определенные изъяны. Да и физически пес стал слабее. И если для Тимура данный поворот событий не имел никакого значения, то в глазах Рената Азатовича пес потерял всякую ценность:
- Избавляться надо от собаки, - заявил мужчина. - Она теперь ни на что не годна.
- Папа, нет! - кричал мальчик. - Я согласен на любые условия. Только не увози моего друга!
- Подумаешь, - хмыкнул отец. - Заведем другого.
- Не хочу! Я не предатель.
Ренат Азатович не послушал сына и отправил щенка на проживание к знакомому - в деревню за 120 км от Казани.
- В частном доме пригодится, - подвел итог отец.
Тимур мгновенно зачах. Успеваемость в школе снизилась, на тренировках его ругали. Куда-то пропали и новые друзья. А вскоре мальчик и вовсе занемог. Не хотелось есть, сутками держалась высокая температура. Врачи лишь разводили руками:
- Скорее всего, это психосоматика.
- Верни собаку, - попросил однажды мальчик.
Ренат Азатович долго размышлял, а в один прекрасный день в дом вернулся Герцог.
- Товарищ сказал, что пес места себе не находил, - заявил отец. - Умирал от тоски…
Прошло несколько месяцев. Согласно сложившейся традиции, Герцог и Тимур снова гуляли по воскресному парку. Вдруг в кустах возникло какое-то движение. Мальчик раздвинул ветки и увидел маленького котенка. Бедняга смотрел на парнишку испуганными глазами. Тимур наклонился и бережно взял находку на руки…
Когда дома мальчик вынул из-за пазухи дрожащее рыжее существо, Ренат Азатович лишь молча отвел глаза, будто смутившись чего-то.
- Как назовешь? - спросил мужчина.
- Кексом.
- Что ж, подходит. Слушай, я тут решил стол для резьбы по дереву купить. Ты в них разбираешься?