- Я счастлив снова приехать в Казань, чтобы открыть гастроли театра из Минска, - признался на пресс-конференции Александр Александрович. - Мне рассказали, что Белорусский театр был на гастролях в Казани еще в прошлом веке, в советские времена. И тогда артисты тоже выступали на сцене Качаловского театра. И вот через столько лет они вновь здесь...
Программа государственной и общественной поддержки русских театров стран СНГ и Балтии действует второй год. За это время мы действительно многое сделали. Главное - похоронили беспамятство и восстанавливаем связи с родными, близкими людьми, которые жили в одной большой стране, но вдруг оказались по разные стороны государственной границы. Поэтому гастроли лучших театральных коллективов из стран ближнего зарубежья по городам России - это просто великое, благое дело. Понимаете, мы столько лет разбрасывали камни, а сейчас их должен кто-то собирать. И театр стал собирателем камней. Пусть это общие слова, но это так и есть.
- Сейчас не каждый российский театр может позволить себе гастроли даже в соседний город...
- Да, многие театры могут только мечтать о таких гастролях. Вот недавно ваш Качаловский был с гастролями в Москве. Все прошло великолепно, но сколько лет потребовалось, чтобы у театра появилась возможность приехать в Москву.
Гастроли - сложная вещь. Вы сами понимаете, как это дорого. И как необходимо. Я рад, что руководство Татарстана это понимает и помогает в организации гастролей.
- Какие еще проекты Союза театральных деятелей России ожидают казанцев?
- Казань становится мегаполисом культуры. Я потрясен. Здесь бываю, как мне кажется, довольно часто. И все время город поражает меня своей новизной. И не случайно, что именно здесь происходят масштабные культурные события. В феврале, в дни Шаляпинского фестиваля, Союз театральных деятелей России совместно с театром оперы и балета имени Джалиля и Голландским Утрехтским университетом при содействии международного объединения европейских театров «Опера Европы» и общественной организации «Глобал Сити Опера - Голландия» организуют в Казани международную научно-практическую конференцию «Есть ли у оперы будущее?» В конференции примут участие директора и представители лучших оперных театров Европы.
- В последнее время очень много говорят о новых национальных проектах в области образования и здравоохранения, разработанных по инициативе Президента России. Но почему нет подобной программы развития и поддержки культурной сферы?
- Я тоже удивлен: на поддержку учреждений медицины и образования средства нашлись, а на культуру нет. Театры, музеи, другие учреждения культуры вдруг оказались в сфере услуг. Раньше театр все-таки относился к идеологической сфере, а сейчас его приравняли к прачечной... Людей искусства понятие «рынок» пугает и настораживает. Актеры и так мало получают, и так достаточно унижены... Стало очень обидно, и мы дали об этом знать на самый верх: «Дорогие, так нельзя. Вы все время говорите о необходимости возрождения духовности, а реальной помощи сфере культуры нет... Положение надо как-то менять». И мне сегодня Иосиф Кобзон, с которым мы вместе летели в Казань, сказал, что все-таки подвижки в решении этого вопроса есть. Будем надеяться...
Беседовала
Ольга ИВАНЫЧЕВА
Справка «КВ»
Александр КАЛЯГИН не только актер, он председатель Союза театральных деятелей РФ и художественный руководитель московского театра Et Cetera. 30 ноября торжественно открылось новое здание этого театра, а 10 декабря Et Cetera открыл сезон благотворительным спектаклем «Тайны тетушки Мелкен», на который были приглашены дети-инвалиды.