Главный тренер «Сокола»: Если хотим играть во Второй лиге, должны выиграть Кубок «Приволжья»

2 августа казанский «Сокол» стартует в плей-офф Кубка МФС «Приволжье»: в Йошкар-Оле любители, рвущиеся в профессионалы, проведут первый матч 1/8 финала против местного УОР-СШОР. Накануне важной для «Сокола» игры «КВ» публикует интервью с главным тренером команды Рустемом Сабирзяновым.

news_top_970_100

Беседа эта состоялась почти месяц назад в автобусе по пути из Цивильска в Казань: «Сокол»  возвращался с заключительного матча группового этапа Кубка МФС «Приволжье», на который команда прихватила и корреспондента «КВ». Но для начала представлю вам своего собеседника.

Справка «КВ»

Главный тренер ФК «Сокол» (Казань) Рустем Нагимуллович Сабирзянов.

Родился в 1978 году в Казани.

Начинал заниматься футболом в СК им. Воровского (Казань) в 1984 году. Первый тренер Валерий Чапчуров. Воспитанник казанской «Тасмы». Выступал за дубль «Нефтехимика», привлекался на сборы с основной командой «Нефтехимика». В 22 года, будучи женатым и имея маленького сына, сделал выбор не в пользу карьеры игрока.

Тренерскую деятельность начал в19 лет в спортшколе «Тасма», также работал преподавателем физвоспитания в общеобразовательной школе, тренировал любительские команды.

В 2018 году пришел на должность тренера в только что созданный любительский футбольный клуб «Смена» (в 2021 году клуб был переименован в «Сокол»).

В качестве тренера выигрывал со «Сменой» («Соколом») Кубок Татарстана (2020 г.), Кубок Федерации футбола Татарстана (2021 г.), Зимний чемпионат Татарстана (2021 г.). Дважды становился бронзовым призером Чемпионата Татарстана (2020, 2022 гг.)

 

«С приходом Рыжикова в команде появилась система штрафов»

Рустем, как в вашей жизни появился «Сокол»?

— В 2018 году Ильяс Маратович (спортивный директор «Сокола» Минневалиев – прим. А. Е.) поделился со мной своей идеей: «Хочу создать футбольный клуб, в котором играли бы казанские молодые футболисты. У нас их много, парни не знают, куда податься после окончания футбольной школы». Так появился футбольный клуб «Смена», предшественник «Сокола». Первый год потихоньку набирали ребят, окончивших школы – в основном, из «Рубина», втягивались. В первом для нас турнире – Зимнем чемпионате Татарстана-2019 мы вышли в финальную четверку…

В Чемпионате Татарстана-2019 «Смена» заняла пятое место. А летом 2020-го выиграла Кубок Татарстана и была близка к золотому дублю. Но в итоге осталась третьей в чемпионате, хотя в последнем туре 65 минут в таблице онлайн занимала первое место. Удержать его не удалось – «Смена», ведя в счете, в компенсированное время уступила «Нефтехимику», и чемпионом стал «Зеленодольск».

Летом 2021 года в «Смену» пришел работать только-только завершивший карьеру игрока Сергей Рыжиков.

— Ильяс Маратович спросил, как я отнесусь к приглашению Сергея Рыжикова, – вспоминает Сабирзянов. – Я был не против: почему бы поближе не узнать человека-легенду, у которого за плечами колоссальный опыт игрока и работы с большими тренерами, не поучиться у него чему-то новому?

— Не каждый день в любительскую команду идет работать в большой в прошлом игрок. Как команда и тренерский штаб восприняли новость о том, что Рыжиков будет работать в «Смене»?

— Хорошо приняла, – улыбается Рустем. – Как еще воспринимать, когда звезда в коллектив приходит? Конечно, бурных эмоций не было, поскольку мы все знали Сергея Викторовича как хорошего футболиста, а в качестве тренера видели только два месяца его работы в «Красаве», то есть, не знали его как специалиста. Больше года мы работали вместе и вместе учились, где-то что-то подсказывая друг другу. Мы многое от него взяли.

После скоротечного романа с ФК «Красава» Сергей Рыжиков принял предложение,

поступившее из казанской любительской команды «Смена».  

Фото: Ралина Гайнуллина © ФК «Сокол» Казань 

Что именно?

— Прежде всего, какие-то вещи в плане общения с ребятами. Я считаю, умение находить общий язык с командой – один из главных критериев тренера. Возможно, даже основной. Если тренер не добьется понимания в команде, если она не будет единым целым, как семья, даже самому великому специалисту будет сложно добиться максимальных результатов. У Сергея Викторовича это качество есть, и мы у него научились этому.

С приходом Рыжикова в команде появилась система штрафов – за опоздания и другие нарушения дисциплины: раз уж ребята получают премиальные за победы, они должны отвечать рублем и за свои проступки. Еще мы стали визуализировать действия игроков при стандартах. Вы же видели картинки на установке перед игрой с «БоМиКом»? Появились они с подачи Рыжикова – так было в «Рубине» при Бердыеве. Ребятам проще один раз увидеть, за кем и на какой позиции они должны располагаться в той или иной ситуации, чем сто раз услышать от тренера.

-- Почти все ваши игроки прошли академию «Рубина», им это должно быть знакомо.

— В академии у них такого не было, это пришло из главной команды.

«Задача этого года – выиграть все турниры»

— Как вы, как тренер, пережили переход из детско-юношеского футбола во взрослый?

— Сложностей не было. Понятно, что дети – это футболисты, с которыми нужно постоянно говорить: подсказывать любую мелочь, где-то подбодрить. Взрослые – такие же дети, но разница в том, что они уже состоявшиеся люди. И если ребенку где-то что-то можно донести исключительно за счет твоего авторитета как тренера и старшего по возрасту, то со взрослыми так не получится.

Все-таки сейчас выросло другое поколение, для которого нет авторитетов. В команде есть люди, к которым прислушиваются – например, Наиль Замалиев, который много где поиграл, в том числе и в еврокубках, но и этот авторитет игрока работает только потому, что Наиль замечательный человек и нашел общий язык с ребятами, может их убедить в каких-то вещах. Будь на его месте такой же именитый игрок, но со скверным характером, пытающийся влиять на партнеров угрозами или силой – ничего бы не получилось. А в остальном взрослые – такие же дети. Они любят, когда их хвалят, и если ты к ним относишься с душой, они к тебе так же отнесутся и будут выкладываться по максимуму на поле.

В команде остались ребята, которые в клубе с момента его основания?

— Да, это Адель Сабирзянов, Илья Ванечкин. Через год пришли Данил Воронов и Эмиль Галлямов. Были Игорь Горелов и Илья Порохов, но сейчас они играют в других лигах. Горелова, который пришел к нам 16-летним, пригласил в Тамбов Сергей Викторович (Рыжиков из «Смены» ушел на должность главного тренера в клуб Второй лиги «Спартак» Тамбов – прим. Ред.), а Илья с «Тюменью» этим летом вышел в Первую лигу и в матче первого тура с «Химками» забил первый гол этой команды после повышения в классе. Я считаю, нам есть чем гордиться: Ильяс Маратович многое вложил в ребят, чтобы у них было футбольное будущее.

Спортивный директор «Сокола» Ильяс Минневалиев (слева). 

Фото: Ралина Гайнуллина © ФК «Сокол» Казань

Как подтверждение слов Сабирзянова – архив заявочных листов «Смены», а затем и «Сокола», в турниры Федерации футбола Татарстана. Оставшись без клуба, здесь играли, поддерживая кондиции, нынешние игроки «Рубина-2» Алмаз Гильмутдинов и Руслан Гаврилов, Раиль Абдуллин, который затем перешел в клуб Второй лиги «Форте» (Таганрог). Артем Карпович уехал из «Смены» в ставропольское «Динамо», правда, не заиграл там и вернулся.

— Такие команды, как наша, республике нужны, чтобы поддерживать воспитанников татарстанского футбола, – считает Рустем.

Запасной аэродром для тех, кто не пробился в профессионалы, но по своему потенциалу может в нем заиграть?

— Да. К сожалению, сегодня очень многое решают деньги: без денег невозможно играть даже в чемпионате Татарстана, не говоря уж о более высоком уровне. Поэтому людям, благодаря которым существуют такие команды, как «Сокол» и «Нэфис», нужно сказать большое спасибо за то, что вкладываются в спорт и в молодежь – наше будущее. Они должны служить примером для всех. Ведь даже участие в Кубке «Приволжья», где играют «Сокол» и казанское «Динамо», требует приличных затрат: поездки, питание, оплата работы судей. Этот турнир очень важен для ребят, они хоть почувствовали свой уровень и, думаю, стали увереннее в своих силах. Да, чемпионат Татарстана – один из сильнейших региональных чемпионатов в России, но постоянно вариться в собственном соку нельзя, нужно двигаться дальше.

— Почему «Сокол» именно в этом году решил заявиться в Кубок «Приволжья»?

— Мы еще осенью прошлого года думали о том, чтобы играть на более высоком уровне, но из руководства «Сокола» сказали: «Если покажете результат в чемпионате Татарстана – будем думать». И я руководителей понимаю: чтобы подняться на уровень выше, нужно стать лучшим там, где находишься сейчас. Поэтому наша задача в этом году – выиграть все турниры.

«Мы сломали психологический барьер «Нэфиса»

По итогам первого круга Чемпионата Татарстана «Сокол» лидирует, причем с неплохим отрывом от преследователей – 6 очков…

— Но впереди второй круг, и он будет сложнее. Настраивать на игры с нами и так уже никого не нужно было – все команды против «Сокола» выходят максимально заряженными. А наше лидерство по итогам первого круга только добавит мотивации соперникам.

27 мая этого года вы впервые обыграли «Нэфис» в Чемпионате РТ. Почему это случилось только в третий сезон вашего противостояния?

— В прошлом году мы у «Нэфиса» выиграли один из двух матчей Кубка Татарстана – 1:0, сразу после ухода Сергея Рыжикова. Но вы правы – в чемпионатах 2021-го и 2022 года нам не удалось их победить. Думаю, это создало определенное психологическое давление на ребят. Нынешний сезон мы начали встречей с «Нэфисом» за Суперкубок Татарстана, играли в нем лучше, вели после первого тайма, но уступили – на мой взгляд, незаслуженно. И перед матчем в чемпионате я повторил игрокам то же, что сказал перед Суперкубком: «Вы играете не хуже – вы играете лучше, чем «Нэфис». Просто вам нужно убрать из головы все посторонние мысли».

Я это говорил не просто так, а потому, что помнил диалоги игроков после прежних поражений: «У них такой-то играет…», «Они опытнее…» – постоянно какие-то отговорки. Поэтому попросил ребят: не думайте о сопернике – думайте о своей игре, отбросьте все сомнения насчет себя! И в матче первого круга я увидел, что парни не боятся, выигрывают практически каждое единоборство – имеют преимущество вверху и внизу побыстрее. Думаю, ребята сами почувствовали, что могут играть – вели 3:1 и только в самой концовке второй мяч пропустили. Надеюсь, мы этот психологический барьер сломали.

27 мая 2003-го. Матч с «Нэфисом», в котором «Сокол» одержал первую в Чемпионате РТ победу над принципиальным соперником. 

Фото: Ралина Гайнуллина © ФК «Сокол» Казань  

— Кого-то из игроков «Сокола» пытались переманить в «Нэфис»?

— В «Рубин-2»? – улыбается Сабирзянов. – Пытались. По моей информации, четверых. Забрали вратаря Андрея Иванова и приглашали еще четверых, но, к чести ребят, они отказались – сказали, что этот сезон решили завершить в «Соколе», за что им большое спасибо. Ну а где они будут в следующем сезоне, во многом зависит от того, как мы завершим нынешний.

Коль уж вы вспомнили про «Рубин-2», поделитесь, общались ли с игроками после того, как в Казани пошли разговоры о его возрождении.

— Конечно. Как только стало известно о создании «Рубина-2», мы поняли, что наших игроков это тоже коснется. Ведь «Нэфис» планировал заявляться во Вторую лигу еще в прошлом году, и некоторые наши ребята с ним тренировались – и Костя Вахтеров, и Данил Воронов. Поэтому мы перед чемпионатом прямо сказали футболистам: если кто-то желает перейти – скажите нам сразу, чтобы мы на вас не рассчитывали и уже сейчас уже наигрывали состав.

Ребята остались в «Соколе», хотя если бы они приняли другое решение, мы бы их поняли и пожелали удачи в новом клубе. Тем более такие случаи есть – Артема Карповича пригласили на просмотр в Первую лигу, в «КАМАЗ», Даниил Константинов ездил в Пензу на сбор местного «Зенита». Он к нам только в этом году пришел, сыграл три или четыре матча, но его уже заметили. Мы всегда рады за наших ребят, которые растут. Правда, в Пензе Даниил не остался – как я понял, его не устроили предложенные условия, и он вернулся.

 «Сокол» что-то получает за ребят, которые уходят в профессионалы?

— С этим вопросом лучше к Ильясу Маратовичу обратиться. А школы, воспитавшие игрока, солидарные выплаты получают. Когда Илья Порохов уходил от нас в пермскую «Звезду», пермяки что-то выплатили академии «Рубина».

Контакты с бывшими игроками поддерживаете?

— Конечно! У нас есть свой чат, общаемся. Когда «Тюмень», где сейчас Порохов играет, вышла в Первую лигу, Илюха в чате поблагодарил всех – и партнеров, с которыми играл, и тренеров – за то, что шанс дали.

«С любителями мы должны играть с позиции силы»

 На ваш взгляд, меняется ли что-то в тренерском цеху Татарстана?

— Конечно меняется, но к этому нужно было уже давно приходить. Во-первых, лицензирование тренеров должно быть в обязательном порядке. Когда я в спортшколе получил грант на обучение, мы с коллегами ездили учиться в Санкт-Петербург, в институт Лесгафта. Там учились в Высшей школе тренеров, получили лицензию С РФС. Кстати, преподавал у нас Герман Семенович Зонин, у которого Бердыев играл в ростовском СКА. Герман Семенович нам рассказывал, как Курбан Бекиевич у него конспекты тренировок переписывал. А еще мы с ним говорили о том, что многим тренерам приходится совмещать свою работу с подработками, потому что зарплата тренера маленькая. А отсюда – недостаток образования, незнание элементарных вещей. Кто-то тактику начинает преподавать с раннего возраста, кто-то от незнания начинает придумывать новые физические упражнения. Так что инициатива РФС по обязательному лицензированию детских тренеров очень полезна. Все-таки самые важные футбольные вещи закладываются в детском возрасте. И очень важно не загубить детей, давать им начальное футбольное образование в правильном русле.

Для работы главным тренером во Второй лиге, куда планирует выйти «Сокол», вам будет необходима лицензия категории В. Решаете этот вопрос?

— В декабре прошлого года я отучился и получил категорию С-УЕФА. Чтобы получить возможность учиться на категорию В, нужно полгода либо в профессиональной команде проработать, либо в академии. Будем надеяться, что сможем решить этот вопрос – мне очень хочется поработать с «Соколом» на профессиональном уровне.

Работа тренера идет в режиме 24/7?

— Сейчас – да. Возможно, раньше работа порой уходила на второй план, хотя желание побеждать в каждом матче было не меньше. Сегодня же обязательно нужно анализировать тренировочный процесс, разбирать каждую тренировку, а после игр – и игру. Даже семья иногда отодвигается на второй план, главное сейчас – футбол. Завтрашний рабочий день начну с анализа нашей игры с «БоМиКом».

Как готовитесь к матчам? Не все же игры пишутся на видео.

— Перед матчем мы обязательно проводим разбор соперника. Полагаю, в регламентах соревнований всех уровней должен быть пункт, обязывающий участников вести техническую видеозапись матча. В регламенте соревнований МФС «Приволжье» такой пункт есть (как и в регламенте Чемпионата Татарстана – прим. ред.). Но мы в любом случае снимаем все свои игры. И наши соперники, с кем мы встречались, тоже, с этим у нас проблем не было. Наш тренер-аналитик Дмитрий Савельев делает анализ соперника, все вместе мы разбираем его игру, как и нашу крайнюю игру, обращаем внимание на свои ошибки. Это плановая регулярная работа, каждый знает, что ему делать.

Тренер-аналитик Дмитрий Савельев (справа)

с теми самыми картинками стандартов,

которые привнес в команду Сергей Рыжиков. 

Фото: Ралина Гайнуллина © ФК «Сокол» Казань 

 Кстати, тренерский и административный штаб у «Сокола» солидный, не у всякой любительской команды такой.

— Чтобы играть на профессиональном уровне, надо и готовиться так же профессионально. Должен быть тренер-аналитик, администратор команды, который отвечает за инвентарь и экипировку, спортивный директор, начальник команды. Обязательно должен быть свой медицинский персонал.

Я знаю, что во многих любительских командах сейчас нет врача, но его наличие очень важно. Считаю, нам повезло с нашим медиком Айратом Равиловичем Алукаевым. Он сейчас продолжает учиться, но при этом знает все нюансы травм игроков, перед матчем массирует футболистов – то есть в одном лице и врач, и массажист. Работа в «Соколе» – первый опыт Айрата, но он уже показал себя очень грамотным специалистом. Игроки и тренеры относятся к нему с большим уважением. В его планах – отучиться и на лицензию спортивного врача, я уверен, что Айрат это сделает. Думаю, его ждет большое будущее.

— Хочу спросить вас о Кубке МФС «Приволжье». Полагаю, для ребят участие в этом турнире стало некой встряской, причем со знаком плюс – не все же в республиканских соревнованиях вариться. Какое было настроение в команде?

— Еще раз повторю, что решение об участии в Кубке «Приволжья» мы приняли в связи с последними изменениями в регламенте РФС – сейчас во Вторую лигу можно попасть только по спортивному принципу. И ребятам мы объяснили: если мы хотим играть во Второй лиге, то должны завоевать Кубок «Приволжья». Другого пути нет. Поэтому игроки понимают значимость этого турнира. Он – окно в будущее для ребят, поэтому настраивать их на игры особо не приходится. Они сами все прекрасно понимают. Кстати, смена обстановки помогает. Мы как-то привыкли, что играем только в Татарстане, а тут – новые города, новые соперники. В Саранске играли на хорошем стадионе, где игры РПЛ проходили до того, как построили «Мордовия Арену».

До начала игр имели представление, какого уровня команды будут вам противостоять?

— Какое-то представление имел – все-таки сам когда-то играл по Третьей лиге. Но после того, как мы три года подряд участвовали в Кубке Федерации футбола РТ – турнире для команд Второй лиги, и играли с ними на равных, большого опасения не было. Я понимал, что для «Приволжья» ребята созрели. И с любителями мы должны играть с позиции силы: ни в коем случае не бояться, а навязывать сопернику свой футбол.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100