Хамство на дорогах: успел увернуться? Значит, повезло!

Тем, кто совсем недавно сел за руль, трудно поверить, что каких-то лет пятнадцать назад в Казани совсем не было автомобильных пробок. В те старые добрые времена встречные водители еще дружно мигали фарами, предупреждая о гаишниках в засаде, а мужчины, заметив женщину за рулем, галантно пропускали ее автомобиль на перекрестке. А какая ситуация на дорогах сегодня? Об этом рассказ нашего корреспондента с 17-летним стажем.

news_top_970_100

Скажу крамольную вещь - часто получается так, что соблюдать правила дорожного движения на сегодняшних казанских магистралях - значит создавать аварийную ситуацию. Поясню на примере. Но сначала оговорюсь - соблюдение правил имею в виду только в части скоростного режима.

Итак, еду я, скажем, по мосту «Миллениум» или по Ленинской дамбе. Весь поток движется со скоростью около 80 километров в час, а то и около сотни. Я еду, как и положено, со скоростью 60 (или 50 - в зависимости от установленного ограничения) в среднем ряду. Явно выбиваюсь из потока. Автомобили в массовом порядке меня обгоняют, значит, перестраиваются и частенько подрезают других, создавая аварийную ситуацию. Косвенно виновник этого - мой автомобиль, которым управляю я, соблюдая ПДД. Ехал бы в потоке (подчеркиваю - нарушая правила), не провоцировал бы других на нарушения. Вот такая нелогичность.

Не раз задавал этот вопрос сотрудникам ГИБДД. Слышал ожидаемый ответ: ездить нужно согласно разрешенной скорости. Было бы странным, если ответ был бы иным. И их можно понять. Да и работать с радаром на оживленных трехполосках, наверное, совсем не просто. Думается, ситуация изменится, когда на всех подобных проблемных дорогах установят камеры видеофиксации нарушений. Заплатят «гонщики» штраф по присланной квитанции раз, два, пять... А потом скорость всего потока снизится до нормы.

Еще один из вариантов - на трассах, где нет пешеходных переходов, узаконить разрешенную скорость до 80. Как это сделано на участке дороги от компрессорного завода в сторону Дербышек. Такой знак, по мнению абсолютного большинства водителей, напрашивается от КПМ на Телевышке до поселка Залесного. Тем более уже смонтирован разделительный барьер между встречными потоками.

Покажи, как ты ездишь, и я скажу, кто ты

Соглашусь с известным автообозревателем Юрием Гейко, который неоднократно говорил: «Какой ты в жизни, такой и на дороге». Если человек никого в счет не ставит в жизни, то и на дороге он будет чувствовать себя единоличником. Такой никогда не пропустит пешехода на зебре. Ваши проблемы и сами ПДД ему по барабану. Если он просто «туп как дерево», то не только «родится баобабом» в следующей жизни, он еще в этой будет впереди вас перестраиваться, не включив поворотник, ехать посередине двух полос и парковаться так, что объехать его будет большой проблемой.

Еще раз процитирую Юрия Гейко, который, собственно, вывел свою формулу безопасности на дорогах: «Думай за дураков». Хамство было, есть и, наверное, еще долго будет на наших трассах. Чтобы выжить самому за рулем и сохранить машину, необходимо научиться не психовать, когда тебя провоцируют, не отвечать тем же, а просто давать им дорогу, при малейшей вероятности столкновения (когда вы правы!) самому притормозить.

Кто-то называет хамами тех, кто не пропускает ваш автомобиль в свою полосу при плотном потоке. А вы подумайте: вдруг человек очень и очень спешит? Вы бы как сами поступили? Не пропустил один, второй, третий - следующий обязательно пропустит. Кстати, чем солиднее автомобиль, тем воспитаннее его водитель. Да, согласен, что мордоворотов и мордовороток на крутых джипах предостаточно. Но я говорю об усредненных марках машин. Уровень интеллекта сказывается.

Если в Казани все-таки манера притормозить и пропустить постепенно приживается (столичность обязывает!), то, например, в Тамбове я как-то утром минут 15 не мог выехать на дорогу с парковки. Меня вообще не хотели пропускать! Какие-то злые там водители...

Доброта спасет и автомобиль!

Один мой друг, водитель со стажем, как-то сказал мне:

- Ты знаешь, если меня подрезали, я понимаю, что желать плохого этому козлу нельзя. Иначе сам себе беду накликаешь. Но ведь так хочется, чтобы он за это как-то ответил! Безопасность его и его автомобиля - это табу. И я таким водилам стал желать вещь жутко неприятную, но безопасную - чтоб его диарея посетила за рулем!

Да, желать неприятности собрату по рулю - плохая примета. Но повторю: отвечать хамством на хамство - значит поставить под угрозу себя и свой автомобиль. Учить хамов гораздо полезнее не их же приемами, а своим правильным поведением. Поверьте, когда вы совершаете на дороге благородный поступок, тем самым повышаете свою самооценку, а значит, хоть немного, но все же вносите свой вклад в профилактику дорожно-транспортных происшествий. Не трудно же, когда вас пропустили, мигнуть пару раз аварийкой в знак благодарности? И вам, и тому воспитанному водителю будет приятно. Добрый водитель - это еще и раскрепощенный и безопасный водитель.

Когда вас останавливает инспектор ГИБДД, улыбнитесь ему. Это тоже своего рода вежливость. Помните, как в песне? Улыбка всегда к нам возвращается. И неоднократно. А если уж нарушили правила, признайтесь честно и попросите инспектора дать вам возможность объяснить причину нарушения. Поверьте, многие, выслушав, ограничиваются замечанием. Они тоже люди и тоже адекватно реагируют на нашу искренность.

Опасная зебра

Про зебру разговор особый. Она своего рода мерило культуры водителей в отдельно взятом регионе. И не только водителей.

Когда я собирался в путешествие на автомобиле по Украине и изучал местные ПДД (отличия есть), обратил внимание на одном из сайтов на такой совет: внимательнее быть на пешеходных переходах! Там, мол, когда человек ступает на зебру, ему даже в голову не придет, что его могут не пропустить. В дальнейшем на практике в этом убедился.

Так вот, когда люди уверенно начинают переходить дорогу в положенном месте, водители однозначно это видят и останавливаются. А то пешеходы порой встанут и не решаются идти. Понятное дело, боятся - а вдруг не остановится? Кстати, я сам в качестве пешехода перехожу зебру так: смело начинаю движение, глядя вперед. Но боковым зрением (к тому же скосив глаза) наблюдаю за машинами - чтобы успеть в случае чего остановиться или отскочить. А порой идешь и грозишь ему пальчиком: не нарушай. Действует!

Хочу констатировать - на зебре у нас чаще стали уступать дорогу пешеходам. Но, уступая, всегда приходится ориентироваться на автомобиль сзади - чтобы не въехал тебе в область багажника. Так что в этом вопросе мы находимся где-то в переходном периоде. С преобладанием положительной динамики - так скажем. Будем надеяться, лет через пять и самих переходов будет больше, и водители станут ну почти культурными. Почему через пять? Потому что Универсиада будет в городе! А перед гостями со всего мира негоже показывать свою невоспитанность.

news_right_column_240_400