Лиада Валиулловна Хусаинова не любит общаться с журналистами. Но узнав, что с ней хочет встретиться корреспондент «Казанских ведомостей», сделала исключение для популярной городской газеты.
В очень уютной и скромной квартире Лиады ханум все стены увешаны картинами и заставлены книгами. Домашняя библиотека - главное богатство и гордость хозяйки. Это 30 томов Эмиля Золя, 26 томов Чарльза Диккенса, произведения Гомера, Мопассана, Цвейга, А.Дюма, В.Скотта и даже Кезусики Хосукай. Помимо классики в доме Хусаиновой много литературы о балете, в том числе книги, посвященные ее двоюродному брату по материнской линии - великому танцовщику Рудольфу Нуриеву. В одной из них я прочла, что его называют летающим татарином.
- Действительно, когда Рудольф танцевал, создавалось впечатление, что он парит над сценой, - говорит Лиада Валиулловна. - Вероятно, благодаря этому уникальному мастерству он и стал легендой мирового балета...
Жизнь прославленного танцовщика и балетмейстера, как и жизнь любого гения, была окутана мифами и легендами. В 1961 году, будучи на гастролях в Париже, он попросил убежища на Западе, что было воспринято как подлое предательство. Почти тридцать лет имя Рудольфа Нуриева в СССР было запрещенным.
- Никита Хрущев обещал переломать Рудольфу ноги, если тот посмеет вернуться в СССР! - делится воспоминаниями Лиада Валиулловна. - Однако через год после развала «нерушимого союза» ему все же удалось посетить Родину. Мы тогда жили на одной улице со снохой известного татарского писателя Хади Такташа Розой. Прибегает она ко мне как-то и говорит:
- Лиада, хочешь встретиться с Рудольфом Нуриевым?
- Как? Он ведь в Париже! - удивляюсь я.
- Нет, он приехал. Сегодня будет выступать в театре оперы и балета. Беги скорее!
Несмотря на то что Лиада Валиулловна никогда не встречалась с Нуриевым, она многое знала о нем из рассказов матери.
- Рудольф родился в вагоне пассажирского поезда, и возможно, это обстоятельство наложило свой отпечаток на жизнь брата, - считает она. - А страсть к балету в нем проснулась в 6 лет, когда мать впервые сводила мальчика в Башкирский театр оперы и балета.
Интересно, что отец Нуриева, военный политрук, воевавший на озере Хасан, считал занятие сына хореографией в детские и юношеские годы недостойным для настоящего мужчины. Однако спустя много лет, когда Рудик стал одним из ведущих танцовщиков Кировского балета, гордости отца за сына не было предела.
- Когда Рудольф узнал кто я, он очень обрадовался, - продолжает рассказ Лиада Валиулловна. - В одной из бесед брат пожаловался мне, что у него нет ни одной фотографии отца. Тогда я подарила ему несколько фотографий, которые моя мама бережно хранила все эти годы. Уезжая, Рудольф сказал мне, что это самый дорогой подарок, который он увозит из Казани...
Каждый год в столице Татарстана проходит крупнейший Международный фестиваль классического балета имени Р.Нуриева. Эти дни - настоящий праздник для ценителей балета.
- И неудивительно, - считает Лиада Валиулловна. - Ведь на фестиваль имени брата съезжаются гениальнейшие танцовщики и балетмейстеры, а любая постановка - это просто шедевр.
Сама Лиада Валиулловна не пропустила ни одного фестиваля. И дело тут не в том, что для всех родственников Нуриева вход на них свободный. Она сама является истинным ценителем искусства, отлично разбирается и в живописи, и в литературе, и в балете. Потому что, как и ее знаменитый брат, обладает тем редким и великим даром от Бога, который называется талантом.
Элеонора ХАМИДУЛЛИНА.