Иосиф Кобзон: Разве можно культуру называть отраслью? (ВИДЕО)

На этой неделе в Казани Иосиф Кобзон открыл фестиваль «Филармониада». Прямо с самолета легенда нашей эстрады отправился в концертный зал Татгосфилармонии - на репетицию с оркестром народных инструментов под управлением Анатолия Шутикова. Потом народный артист СССР встретился с журналистами. Певец прилетел в Казань в день выборов, и естественно, первый вопрос, который задали гостю: проголосовал ли он?

news_top_970_100
- Я проголосовал в Казани. Как полагается, взял в Москве открепительный талон и проголосовал. Проголосовал за тех, кто реально решает проблемы молодежи. Я неоднократно обращался к Владимиру Владимировичу Путину с вопросом о необходимости больше внимания уделять молодым. И неоднократно он меня упрекал в том, что я тащу Россию обратно в комсомол. Но комсомол ничего плохого не сделал. Только хорошее, - выразил свое мнение Иосиф Давыдович. - Очень важный момент, на который никто не обращает внимания, - мы нашу молодежь российскую разбросали по политическим «коммуналкам». Причем молодежь одной страны не просто разобрали по партиям, но культивируют антагонизм между молодыми. Разве так можно?! Если не нравится слово «комсомол», назовите молодежное движение как угодно. Но разобщать ее нельзя. 
- Сейчас у молодежи нет стимула, работы и желания работать...- Это самое страшное. Молодые люди прозябают в пьянстве, болезнях, безделье. Они же видят по телевизору, как живут их сверстники в других странах. И ненавидят свою страну: «Почему я так плохо живу? Почему моя страна не заботится обо мне?» Но и я могу задать им встречный вопрос: а почему вы не заботитесь о России? За что вас должна любить Россия? Что вы сделали для своей страны?Кроме молодежи самые бедные, униженные и оскорбленные - это работники культуры. Великая Россия живет без закона о культуре. А такой закон необходим. 
- Почему вы, артист, пошли в большую политику? Наверное, это мешает творчеству? - Я состоявшийся в этой жизни человек, у меня есть все, поэтому, кроме депутатского зала в аэропортах, никакими депутатскими привилегиями и льготами не пользуюсь. К тому же по закону депутат не имеет права заниматься бизнесом. Только двум категориям депутатов разрешается продолжать свою профессиональную деятельность - это творческие люди и преподаватели. 
Дума работает три дня в неделю. Как бы мне не было стыдно, но я признаюсь, что все четыре созыва, которые проработал в Думе, ни разу не досидел до конца пленарного заседания. Ни разу. Но к работе в комитете по культуре относился очень ответственно. Комитет собирается раз в неделю. Так что при разумном подходе депутатская деятельность не мешает основной работе.
- Какие законы необходимы России в первую очередь?- Когда я в первый раз пришел в Госдуму в 1997 году, предложил два законопроекта. Закон об ограничении распространения сексуальной и эротической продукции на телевидении и в других СМИ. Он прошел первое чтение, был ратифицирован в Совете Федерации, но Борис Ельцин наложил на него вето.
Второй закон - об ответственности депутатов за невыполнение обязательств, данных в ходе избирательной кампании. И этот закон не прошел. Хотя все прекрасно понимают: предвыборные обещания - политическая болтовня, не более того.
Очень важны вопросы межнационального мира и согласия и самое главное - проблемы культурного и духовного состояния сегодняшнего общества. Катастрофа еще в том, что у нас губят сельское хозяйство: 85% продовольственных товаров мы закупаем за рубежом.
Отношение к культуре удручающее, как к производственной отрасли. Но разве можно назвать культуру отраслью? Так вот она - отрасль униженных и оскорбленных. Когда я был председателем Комитета Госдумы по культуре, кричал, молил о том, что нужно выделять на культуру больше средств. Не помогает ничего. У нас скоро не будет библиотек, начнут закрываться театры. Нет до сих пор и закона о меценатстве. Конечно, есть люди, которые могут «отстегнуть» на культуру денег с барского плеча, когда попросишь. Но хочется, чтобы это происходило как во всем цивилизованном мире.
- Но многие артисты очень успешно работают в новых рыночных условиях... - Я совсем не против, чтобы артисты много зарабатывали. Но для меня непонятно и неприемлемо, например, что Стас Михайлов просит 120 тысяч евро за концерт. Ну кто может себе позволить купить билет на такой концерт? Недавно на Дальнем Востоке прошли мои гастроли. Билеты стоили до трех тысяч рублей. Если честно, мне неловко выходить в зал и петь какие-то гражданские песни, если люди отдали ползарплаты, чтобы послушать меня.
- Интересно узнать ваше отношение к современной российской эстраде.- Я человек советский. Как Олег Газманов поет: «Я рожден в Советском Союзе, сделан я в СССР». Раньше были сборные концерты, артисты приходили за кулисы, слушали своих коллег, общались. Сейчас совсем другая атмосфера. Вот только вчера снимался в «Песне года». Программе этой нынче 40 лет, и там были три исполнителя, которые принимали участие во всех 40 фестивалях, - София Ротару, Лев Лещенко и я. На этот раз я пел с группой «Республика» попурри из песен, вошедших в золотой фонд советской эстрады. И весь зал подпевал. А попробуйте подтянуть те песни, которые пишут сегодня... Ничего не получится.
Еще одна маленькая деталь. У выдающихся исполнителей советской эстрады никогда не было охраны. Никогда. А сейчас какая-то «звезданутая» девчушка идет по коридору концертного зала, а за ней хвост охраны. Ну кому она нужна? Кого она боится?
- Иосиф Давыдович, какое свое достижение вы считаете самым главным в жизни? - То, что я женился на Нелли. Семья, дети, внуки - это мой надежный тыл. Это самое важное. Когда мне было очень плохо, когда я уходил из этого мира, меня спасла моя жена. Она не давала мне уходить. Врачей заставляла бороться за мою жизнь. Это замечательный, надежный друг.
Первая жена была актриса, вторая - тоже актриса. И наконец в третий раз женился на нормальной девушке. И у нас с Нелли появился первенец Андрей, а чуть позже родилась Наталья. Недавно мы с женой отметили рубиновую свадьбу - 40-летие совместной жизни.
С детьми, когда они были маленькие, я редко общался, потому что у меня был напряженный гастрольный график. Помню один случай. Как-то Нелли нашла пять дневников Андрея, которые он прятал из-за двоек. И тогда я вспылил: «Андрей, чтобы моей фамилией ты никогда не подписывал дневники, тетрадки с двойками. Не позорь отца!» Сын ушел. Через какое-то время подходит. Думаю, ну, сейчас попросит прощения, а он: «Пап, а фамилия Иванов подойдет?»
Сейчас у меня пять внучек и два внука, с которыми я провожу гораздо больше времени, чем когда-то с детьми. С удовольствием вожусь с ними и сам становлюсь как ребенок.

news_right_column_240_400