«ИЩИТЕ КРАСОТУ...»

«Поэт. Родился в Казани в 1887 году. По матери - родной правнук поэта Е.Боратынского, в честь которого и назван его именем», - писал Евгений Геркен в своей «Автобиографии».

news_top_970_100

Ржи несжатая поляна
Распростерлась предо мною...
Высь небес чиста, прозрачна,
Блещет далью голубою.

Полдень. Жарко. Едем тихо -
Пыль едва-едва клубится...
Знойно... Душно...
Нет ни тучки,
Нет ни тени, чтоб укрыться...

Из травы межи - кузнечик
Тянет песню однозвучно...
Гладь полей слилася с небом...
Жарко. Тесно. Пыльно.
Скучно.

(«Пастели... 2. Дорога»).

Геркены были весьма старым казанским дворянским родом, записанным во II часть Родословной книги дворянства Казанской губернии.

Родоначальником фамилии был купеческий сын Федор Геркен, пошедший по военной стезе и дослужившийся до полковника в 1792 году, что во времена Екатерины Великой давало право на потомственное дворянство. Его сын, Федор Федорович, женившись в 1788 году на казанской дворянке Екатерине Петровне Есиповой, сестре знаменитого зачинателя театра в Казани, стал казанским помещиком и имел, по воспоминаниям И.А.Второва, один из лучших домов Казани. Правнук Федора Федоровича, известный литератор Юрий Сергеевич Геркен, женился на внучке поэта Евгения Боратынского Юлии Дмитриевне, от брака с которой и родился 17 октября 1887 года будущий поэт Евгений Геркен.

«Стихи начал печатать с 1906 года в журналах «Нива», «Аполлон», «Современный мир», «Русская мысль» и др.», - писал Евгений Юрьевич в своей «Автобиографии». В Казани его стихи начиная с 1906 года стали публиковаться в газете «Казанский телеграф». С 1907 года в газете появляются его рецензии на театральные постановки.

В 1910 году (1909-м?) в Казани выходит его первый поэтический сборник стихов «Лирические стихотворения (1907 - 1909 гг.)», где на второй обложке было напечатано: «Светлой памяти прадеда Евгения Абрамовича Боратынского благоговейно посвящает автор».

Сборник, форматом похожий скорее на записную книжку (в нем было 60 страничек), состоял из трех главок - «Искания», «Любовь», «Отзвуки», и, несмотря на неровность и встречающиеся повторы, был самобытен, несомненно указывая на большой поэтический талант автора.

Ищите красоту в лазурном небосклоне,
Ищите красоту в сиянии лучей,
В прозрачности ручья, в вечернем тихом звоне,
В могучей широте раскинутых ветвей.
Ищите красоту в полураскрытых розах,
Что вам дарит, ликуя, благодатный май,
Ищите красоту в невнятных ночи грезах,
Что переносят вас в любви волшебный край.
Ищите красоту во всем, что жизнь приносит,
И не гнушайтеся обманчивой мечты!
И тот, кому судьба хоть каплю счастья бросит,
Обязан дать в ответ хоть каплю красоты.

(«Ищите красоту»).

Пожалуй, это стихотворение было программным в жизни Евгения Юрьевича. Он не поддался смутной эпохе с ее призывными «красными» стихами вроде «Смело, товарищи, в ногу!» Он писал лирические, романтические, в которых тема красоты во всех ее жизненных проявлениях была доминирующей.

После революции Евгений Юрьевич продолжал выпускать поэтические сборники, стихи которых, как и прежде, были пронизаны мотивами красоты, дружбы и любви. Сознательный отказ от социальных стихов и пламенных призывов к «освобождению от оков» привел Геркена в 30 - 40-е годы к «незаконным репрессиям», как мы пишем сегодня.

От него отстали только в 1952-м, и последующие десять лет он прожил относительно спокойно, продолжая заниматься переводами оперных либретто и оперетт, писать пьесы, увлечение которыми он пронес через всю жизнь наряду с поэтическим творчеством. Некоторые из них, такие как «Стеклянные перегородки», «Они любили», «Смятые розы», ставились еще до революции на казанских подмостках, некоторые - «Крылья жизни», «Великий Калиостро» - «шли на многих больших сценах», как писал сам Евгений Юрьевич.

Он умер в Москве в марте 1962 года. Умер поэтом, которого люди, разбирающиеся в литературе, отнесли к «созвездию великих русских поэтов». Просто не попал в учебные хрестоматии.

Храм поэта: царство грез,
Чары сказочных видений,
Шелест легких дуновений,
Прелесть роз...
Мир поэта: облака,
Безнадежность упований,
Неизведанность желаний
И тоска...

Леонид ДЕВЯТЫХ.

news_right_column_240_400