С творчеством художника Озада Хабибуллина знакомы практически каждый казанец и гости нашего города. Это не преувеличение. Именно его мозаика украшает станции Казанского метрополитена «Площадь Г.Тукая» и «Кремлевская».
Познакомиться с другими живописными графическими работами Озада Хабибуллина можно на его персональной выставке, открывшейся в музее А.Мазитова. Выставка приурочена к 70-летнему юбилею мастера.
Картины Озада Гарифовича выполнены в сдержанной, неброской цветовой гамме, но они притягивают внимание, их хочется рассматривать. Например, удивительная работа «Мираж». Кажется, зрители могут ощутить жаркое дыхание пустыни, почувствовать зыбкость песка, увидеть в мареве плотного раскаленного солнцем воздуха караван, который идет своей дорогой и вдруг исчезает...
Многие посетители фотографировали эту картину, но даже самая качественная камера не может передать этот потрясающий эффект миража, запечатленного художником на полотне. Интересно, что в студенческие годы Озад Гарифович видел этот мираж собственными глазами в пустыне Кызылкум. Картину он написал под впечатлением от удивительного явления природы сразу же после возвращения из путешествия по пустыне в Ташкент.
Другая волшебная работа - «Сююмбике». На ней легендарная казанская царица парит в небе как птица. Но Озад Гарифович, словно фокусник, переворачивает полотно, и оказывается, что Сююмбике падает с башни Казанского кремля. Вот как может поменяться содержание картины, если просто взглянуть на нее по-другому...
Особая история - работа над оформлением станций казанского метро «Площадь Г.Тукая» и «Кремлевская». Озада Хабибуллина пригласили в Казань и поручили эту ответственную работу не случайно.
- В Казани не было мастеров, способных выкладывать мозаику. А в Узбекистане очень сильная школа монументальной живописи, мозаики. Во время восстановления Ташкента из руин после землетрясения 1966 года наши художники приобрели огромный опыт по оформлению зданий, - рассказал Озад Гарифович. - Технология выполнения византийской мозаики - это кропотливый тонкий технологический процесс. Сложность заключалась еще и в том, что до сдачи первой линии метрополитена оставалось всего три месяца. От проекта отказались художники из Москвы, Санкт-Петербурга и Киева. А итальянские мастера прямо сказали, что задача невыполнима, потому что объем работ был большой и для его исполнения требовалось не менее полутора лет. Но мы рискнули. За дело взялись 52 мастера из Узбекистана и 25 художников из Татарстана и Башкортостана. Работали практически круглосуточно, в две смены. Сейчас даже представить невозможно, но мы это сделали! Темпы были ударные. Например, 150 квадратных метров сложной мозаики на потолке смонтировали за четыре дня.
Камиль Исхаков, который тогда был мэром Казани, нередко приходил уже за полночь на станции метро, чтобы посмотреть, как идут работы. Но на него никто не обращал внимания - все были поглощены делом. И потом утром на планерках он шутил: «Вот узбеки как работают - даже меня не замечают! И мне это нравится!»
Справка «КВ»
Озад Хабибуллин - народный художник Узбекистана, член Союза художников России и Татарстана. Родился в 1949 году в городе Гиждуван Бухарской области. Окончил Душанбинское художественное училище, Ташкентский театрально-художественный институт имени А.Островского. Автор более 55 монументальных работ в Ташкенте, Санкт-Петербурге, Казани. Мозаикой, росписью и скульптурами оформлял здания Государственной консерватории и филиала Академии наук Узбекистана, аэропорта Ташкента, три станции ташкентского метро, здание Синода и библиотеку им. Б.Н.Ельцина в Санкт-Петербурге, объекты Московского Кремля. Работы художника находятся в галереях Японии и Англии, в частных коллекциях США, Канады, Греции, Швейцарии, Израиля. С 2005 года живет и работает в Казани.