Милого война отняла,
С ним беседую без сна.
До чего подушка вдовья,
Ты, как море, солона.
(Николай Сорокин)
Бабий бунт — бунт отчаянья и яростная мольба о счастье. А в чем оно, простое женское счастье? Чтобы любимый мужчина был всегда рядом, чтобы дети росли здоровыми и счастливыми, чтобы не бояться каждый миг за жизнь близких людей… Об этом роман писателя, журналиста, председателя Союза чувашских писателей РТ Николая Сорокина «Вдовья подушка».
— «Вдовья подушка» — это литературный памятник всем вдовам России — хрупким, нежным и сильным, объявившим войну войне. Во многом роман основан на реальных событиях, которые происходили в моем родном селе. И героиню я назвал именем соседской бабушки — Веселина. Конечно, в книге переплетены реальность и вымысел. Все как в жизни. А жизнь — гора крутая. То вверх она карабкается, то вниз падет, — рассказал Николай Михайлович.
Сама история — это история о любви. Парень с девушкой из обычного чувашского села влюбляются друг в друга, женятся, у них рождаются дети, и тут начинается Великая Отечественная война. Мужчины села уходят на фронт. Более 200 его жителей погибли или пропали без вести. Война закончилась, но в селе остались одни женщины. В символ их жизни превратилась вдовья подушка, пропитанная слезами, — свидетельница одиночества, тоски и страданий. Женщины перенесли на своих плечах все тяготы военного времени, пережили гибель своих мужей, но когда стали забирать в армию их сыновей, взбунтовались: «Человек рождается для жизни, а не для войны! Мы, бабы, слабые, но мы можем показать и свою силу. А наша сила в том, что мы даем жизнь! Не будем рожать, пока мужчины воюют!»
Главной вдохновительницей этого вдовьего бунта против войны стала мать троих детей Веселина Кузнецова.
— Жизнь без мужа, что дерево без ветвей. Одна похоронка — это цепь убийств: у погибшего солдата не родились будущие дети, от его детей — внуки, от внуков — правнуки. Так погибает страна в целом, — говорит Веселина.
На нее в управление НКВД был направлен донос: «Доводим до вашего сведения, что в результате оперативных мероприятий в селе Вешние Ветлы Черноземского района раскрыта контрреволюционная организация. Цель враждебного сборища — посягательство на устои советского государства, разложение советской системы. Гражданка Кузнецова Веселина Федоровна, 1915 г. р., вела тайную агитацию против призыва на фронт, распространяла провокационные листовки, организовывала митинг односельчан с антисоветскими призывами: «Не дадим детей для войны, на погибель!», «Бабы, не рожайте!» Веселину арестовали и как «опаснейшего врага народа» приговорили к расстрелу. Но высшую меру наказания заменили на 25 лет лагерей без права переписки. Через 9 лет она была реабилитирована и освобождена.
В романе ярко, образно описаны обряды, традиции чувашского народа: знакомство молодых, сватовство, умыкание невесты, свадьба, угощения из блюд чувашкой кухни, проводы в армию. Например, когда парня забирали в армию, он выходил из отчего дома спиной вперед, чтобы как можно лучше запомнить лица родных людей.