Глава семьи Флавио Тони, его сын Бруно и племянник Энис побывали в гостях редакции «Казанских ведомостей» на дружеском чаепитии.
Цирк Тони - передвижной. В Италии нет стационарных цирков, цирковые представления даются в большом разборном шатре - шапито. У цирка Флавио и его родного брата Даниэле Тони шапито гигантское - на 2400 мест. Чтобы перевезти весь свой цирковой реквизит и животных, цирку Тони нужно 50 грузовиков.
С 1976 по 1989 год семья Тони сотрудничала с Международным цирковым фестивалем в Монте-Карло - самым престижным цирковым конкурсом в мире, основанным князем Монако Ренье III. Каждый год по приглашению Тони в Италию приезжали на гастроли представители советского цирка. Когда Росцирк решил организовать всемирный фестиваль-конкурс циркового искусства на Красной площади в Москве, обратились к семье Тони, имеющей огромный опыт по проведению таких масштабных мероприятий. Для фестиваля Тони предоставили свой огромный шатер, который был установлен на Красной площади.
Невероятная любовь, десять детей, испытание войнами
- Вашей цирковой династии уже более 150 лет, интересно узнать ее историю...
Флавио Тони: - Историю нашей семьи можно рассказывать несколько месяцев! Наша прапрапрапрабабушка была цирковой артисткой, танцовщицей на лошади. Однажды на представление бродячего цирка пришел обычный зритель. По некоторым данным, он был гражданским инженером. Он настолько влюбился в красивую и бесстрашную наездницу, что ради нее бросил свою основную работу и отправился путешествовать по стране вместе с цирком.
Вскоре влюбленные поженились, девушка взяла фамилию мужа - Тони. И вот с этого момента начинается цирковая династия Тони. В их семье родилось 10 детей - 4 мальчика и 6 девочек, и все стали артистами цирка. Один из сыновей стал дрессировщиком львов. Когда он женился, его жена настояла, чтобы он оставил эту рискованное дело и занялся чем-то менее опасным. Он стал цирковым импресарио, организовывал гастроли, и еще их семья содержала передвижной зоопарк.
В годы Первой мировой войны члены большого семейства Тони начали постепенно разъезжаться, организовывать свои программы. Незадолго до Второй мировой основное ядро современного цирка Тони составили три брата. Один из них - мой отец. Вскоре братьям стало тесно в рамках одного цирка, и в 1953 году они разделились на несколько самостоятельных цирковых коллективов. Руководителем одного из этих цирков стал мой отец. Именно он впервые в 1969-м пригласил в Италию цирк из СССР. Был в программе и номер легендарной дрессировщицы Маргариты Назаровой. Гастрольное турне советских цирковых артистов длилось 4 месяца, они объездили всю Италию. А на следующий год отец организовал гастроли в Италии ансамбля народного танца Игоря Моисеева, потом - Краснодарского ансамбля песни и танца.
Из-за пандемии гастроли в России затянулись на год
- Сложно было организовать гастроли итальянского цирка в России в такой непростой мировой обстановке?
Флавио Тони: - С приездом в Россию получилась нестандартная ситуация. В 2020 году мы выступали в цирке Юрия Никулина на Цветном бульваре. Гастроли начались в 20-х числах февраля, а 15 марта из-за пандемии ковида все границы закрылись, и наше пребывание в России затянулось больше чем на год. Мы влюбились в Москву. И когда нам предложили остаться еще на год и показать свою программу в нескольких городах, согласились. Так получилось, что мы прожили в России с февраля 2020 года по январь 2021-го, чтобы вскоре снова вернуться на большие гастроли.
Миссия нашего шоу - доказать, что для циркового искусства нет границ, оно способно объединять и радовать людей в любые времена, несмотря на непростую ситуацию в мире.
- Какие впечатления от Казани?
Флавио Тони: - Однажды на цирковой фестиваль в Монте-Карло приехал жонглер Дамир Гибадуллин, который в 70 - 80-е годы работал в Казанском цирке. Его пригласили преподавать в Школу циркового искусства в Италию, и наши дети учились у него. Дамир много и интересно рассказывал о Казани: «Вот когда вы приедете в Казань, туда надо обязательно сходить, это надо непременно увидеть, это попробовать...» С 1999 года Казань была у нас на слуху, и нам хотелось побывать в вашем городе.
Во время пандемии мы встретились с Дамиром в Москве, и он снова: «Вы должны приехать в Казань!» В апреле прошлого года, когда составляли маршрут нашего турне по России, мы приехали, чтобы познакомиться с городом и Казанским цирком. То, что мы увидели, нам очень понравилось. Казань красивая. Поразило, что здесь очень много молодежи, студентов.
Поцелуи и обнимашки доброго хищника Принца
- Бруно, вы помните, как вошли в клетку к хищникам в первый раз? Какие были ощущения?
Бруно Тони: - Цирковые дети всегда растут вместе с животными. У папы было два номера - один со слонами, второй с тиграми. У тигров как раз родились малыши, и мы общались с самого их рождения, можно сказать, росли вместе. Мне 28 лет, впервые с тигром вышел на манеж в 20. Сегодня я работаю уже с внуками тех тигрят. Конечно, одно дело играть с маленькими, забавными тигрятами, а другое - выходить на манеж со взрослыми хищниками. Я понимаю, что тигр - это опасно, даже если ты нянчишься с ним с самого его рождения. Но когда впервые вошел в клетку, могу сказать, что особого страха не было. Это был не страх, а некая растерянность, волнение, дезориентация, перед глазами все расплывалось... Но мне удалось взять себя в руки. К тому же я чувствовал поддержку папы и знал, что он всегда придет на помощь.
Конечно, надо постоянно помнить, что тигр - это хищник, который им остается, даже если несколько поколений его предков родилось в цирке и выросло рядом с людьми. У нас есть уникальный тигр Принц, очень добрый, ласковый, он всех своих собратьев готов целовать, облизывать. Но все равно в работе с хищниками надо всегда быть ответственным, внимательным и осторожным.
Магия манежа возвращает всех в детство
- Почему вы связали свою жизнь с цирком? Могли бы вы представить, что занимаетесь другим делом?
Энис Тони: - Мы с рождения колесили с цирком по Италии, разным странам, учились в разных школах, где проходили гастроли. Но в Италии такие законы, что начиная с 13 лет ты должен учиться в одной школе, чтобы выбрать то или иное направление для дальнейшей учебы. Мы обосновались в Вероне, там закончили школу. И после встал вопрос, что выбрать: цирк, семью или какую-то другую профессию, жизнь, не связанную с цирком. В Италии очень сильны семейные традиции, и мы, естественно, выбрали семью, цирк.
Бруно Тони: - Что такое жизнь в цирке? Это жизнь в парке развлечений: всевозможные аттракционы, звери, представления. Плюс ко всему этому у тебя всегда сладкая вата, попкорн и мороженое. Это же мечта каждого ребенка! В цирковом коллективе всегда 15 - 20 детей - компания для игр, общения обеспечена. В каждой новой школе - всегда новые знакомые, новые друзья. И волей-неволей ты становишься открытым для общения. Цирковая жизнь - это определенная свобода, новые эмоции, возможность посещать новые города и страны. А если работать где-то в офисе, то каждый твой день похож на другой, изо дня в день повторяется одно и то же... Для меня жить такой предсказуемой жизнью невозможно.
Флавио Тони: - Энис и Бруно правы, цирк - уникальное место, притягивающее к себе. Манеж обладает магией, которую ощущает каждый зритель. Там красиво, все сверкает, светится, играет музыка, выступают звери, клоуны, акробаты, жонглеры, да еще мама с папой мороженым угощают! Вот оно - ощущение настоящего счастья! И люди идут в цирк за этими ощущениями, которые сохранились у них с раннего детства. На цирковом представлении взрослый человек становится ребенком - открытым, счастливым. Нам всем сегодня не хватает чувства теплоты, заботы, праздника, радости, которые были в детстве. И цирк - это место праздника.
- В цирке все по-настоящему - радость, смех...
Флавио Тони: - Да, современные технологии нивелируют сами понятия «счастье», «радость», «дружба». Виртуальное счастье, виртуальный друг - это совсем не то. Что такое дружба в интернете? Обменялись несколькими фразами, фотографиями - и ты уже друг. Но настоящая дружба - это все-таки про другое, это про человеческое общение, поддержку. Мы ездим по всему миру и знаем, что цирк способствует распространению того самого настоящего ощущения счастья и дружбы, которые важны для каждого человека в любой точке планеты.
Я абсолютно убежден, что цирк - уникальное искусство, объединяющее людей, независимо от возраста и национальности. В цирк приходят и совсем маленькие дети, и бабушки, и дедушки, и все во время представления улыбаются. Абсолютное счастье - видеть людей улыбающимися, особенно детей. Если ты способен сделать счастливым ребенка, значит, ты способен сделать счастливым и весь мир.
Благодарим Елену Ульмаскулову за помощь в переводе при общении с гостями.