Как джазовый король стал в Казани обычным студентом

На минувшей неделе в Казанской консерватории состоялся фестиваль «Лундстрем-fest - 100». Этот музыкальный форум и всероссийская научно-практическая конференция «Олег Лундстрем и традиции отечественного джаза» были посвящены легендарному музыканту, джазмену Олегу Лундстрему, которому 4 апреля исполнилось бы 100 лет. Оркестр, созданный им, вошел в Книгу рекордов Гиннесса как самый долгоиграющий биг-бенд в мире.

news_top_970_100

В жизни Лундстрема Казань сыграла значительную роль. Именно в наш город в 1947 году музыканты уникального оркестра прибыли из Шанхая, потому что здесь им дали возможность играть и получить высшее профессиональное образование. Олег Лундстрем поступил в Казанскую консерваторию и окончил ее по двум специальностям - композиция и симфоническое дирижирование. А перед поступлением он работал скрипачом в оркестре театра оперы и балета им. М.Джалиля. 

Времена для джаза были непростые, но Олег Леонидович делал джазовые обработки татарских мелодий и включал их в программу выступлений оркестра. Для слушателей такие смелые эксперименты были настоящим открытием и откровением. Популярность оркестра была фантастическая. По субботам и воскресеньям оркестр играл на танцплощадках, и многие казанцы приходили на эти вечера не для того, чтобы потанцевать, а чтобы послушать живую музыку. Люди понимали, чувствовали, что это совсем другой уровень исполнительского мастерства. 

После окончания консерватории, в 1954 - 1956 годах, Олег Лундстрем был заведующим музыкальной частью и являлся дирижером Казанского Большого драматического театра им. В.И.Качалова. В 1956 году он с частью оркестра уехал в Москву, где стал художественным руководителем Государственного камерного оркестра джазовой музыки. А оркестранты, которые остались в Казани, продолжили играть в нашем городе, и вскоре этот коллектив возглавил известный музыкант, саксофонист, эстрадный дирижер Виктор Деринг.

- Спасибо Казани и Казанской консерватории за этот фестиваль. Казань в судьбе Олега Лундстрема и оркестра действительно занимает особое место. Олег Леонидович к тому времени, когда он переехал из Шанхая в Казань, был успешнейшим музыкантом. Его называли джазовым королем Дальнего Востока. Бросить там все и приехать в Казань, поступить в консерваторию и начинать все с азов - это поступок! К тому же он был не один, а вместе со всеми музыкантами своего оркестра. Они приехали сюда с женами, детьми, инструментами. Для них здесь началась другая жизнь, - рассказал художественный руководитель оркестра джазовой музыки имени Олега Лундстрема, народный артист России Борис Фрумкин. - Кстати, в конце 90-х годов немецкая телекомпания снимала фильм о Лундстреме. Они поехали с Олегом Леонидовичем в Китай, ходили по улицам Шанхая. И что удивительно, к ним подходили люди, здоровались. Многие говорили, что бывали на концертах оркестра и до сих помнят эти выступления. Олег Леонидович свободно разговаривал на четырех языках, в том числе и на китайском, и с радостью вспоминал с ними те далекие времена.

- Как отмечался столетний юбилей Олега Лундстрема в России?
- Концерт, посвященный юбилею маэстро, прошел в Москве, в Кремле. Надо сказать, что этот юбилей стоил немалых усилий. Мы пригласили выступить замечательных артистов, которые в разные годы работали с оркестром Лундстрема. Концерт прошел достойно. В Кремле громадный зал, и он был практически заполнен. Это был не винтажный, не ретроспективный и не архивный концерт. Мы не играем музыку 30 - 60-х годов, за исключением одного-двух произведений, которые создал Олег Леонидович Лундстрем. И в этом есть определенная идея. Сегодня совершенно не интересно просто играть музыку тех лет, чтобы отдать дань памяти маэстро. Мне кажется, для современного зрителя гораздо интереснее увидеть и услышать, как звучит и чем дышит оркестр сегодня. 

news_right_column_240_400