Как ИИ помогает в изучении татарского языка

news_top_970_100
Автор фото: Ольга Иванычева

В минувшую пятницу в Казани на базе КФУ завершилась олимпиада по татарскому языку и литературе среди обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования в образовательных учреждениях Республики Татарстан.

Этот проект проводится сотрудниками Научно-образовательного центра стратегических исследований в области родного языка и литературы института филологии и межкультурной коммуникации КФУ. Олимпиада проходила в двух категориях: «Татарский язык как родной» и «Татарский язык как государственный язык Республики Татарстан».

Радиф Замалетдинов

- Мы проводим очень много конкурсов, мероприятий, и с учетом мнений родителей, учащихся нами было принято решение о проведении олимпиады среди учащихся средних специальных учебных заведений. Мы очень признательны Комиссии при Раисе Республики Татарстан по вопросам сохранения, развития татарского языка и родных языков представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, за ту поддержку, которая оказана в организации олимпиады. Большая благодарность Министерству образования и науки Татарстана, руководителям средних специальных учебных заведений, которые поддержали нашу инициативу. Совместными усилиями мы провели олимпиаду на высоком уровне, - отметил доктор филологических наук, профессор, директор института филологии и межкультурной коммуникации КФУ Радиф Замалетдинов.

Всего в олимпиаде приняли участие 609 студентов из 47 сузов РТ. Задания первого тура выполнялись в онлайн-формате. Второй тур проходил очно. В него прошел 221 участник с наибольшим количеством баллов. Они представили свои проектные работы на тему «Моя будущая профессия и деятельность во благо Республики Татарстан» и отвечали на вопросы жюри олимпиады.

Раниф Хафизов

В категории «Татарский язык как родной» обладателем 1-го места стал студент Лениногорского нефтяного техникума Раниф Хафизов, а в категории «Татарский язык как государственный язык Республики Татарстан» - учащаяся Арского педагогического колледжа им. Г.Тукая Яна Уэтова.

- Такие олимпиады необходимы, чтобы развивать татарский язык, сохранить историю и традиции своего народа для будущих поколений и чтобы будущие поколения говорили на татарском языке, сохраняли, развивали его, - рассказал Раниф Хафизов.

- Сам я русский. У меня много друзей татар, и, общаясь с ними, потихонечку начал говорить на татарском. Они предложили: «Попробуй принять участие в олимпиаде!» Решил попробовать. Серьезно готовился с преподавателем татарского языка. Олимпиада - это очень познавательно и интересно, - поделился впечатлениями студент Казанского колледжа строительства, архитектуры и городского хозяйства Михаил Кириллов, призер II степени в категории «Татарский язык как государственный язык Республики Татарстан».

Алия Сафиуллина

Специального приза в номинации «За знание профессиональной лексики на татарском языке» удостоена представительница Нижнекамского педагогического колледжа имени Н.Ш.Ахметшина Алия Сафиуллина. Она представила сайт молодого учителя татарского языка и литературы, где собрано много полезной информации, которой могут свободно пользоваться педагоги, студенты педагогического направления.

- Чтобы современных детей заинтересовать родным языком, необходимо больше применять игровые методики, интерактив, живое вовлечение ребят в процесс обучения. Через игру они легче воспринимают материалы, быстрее и эффективнее осваивают язык, - рассказала Алия Сафиуллина. - Сегодня в подготовке учебных материалов мы используем и искусственный интеллект. ИИ помогает в создании рабочих планов, необычных, интересных заданий, поиске и подборе иллюстраций к урокам. Олимпиада предоставила возможность познакомиться с методиками, разработанными студентами разных учебных заведений, узнать что-то новое для себя. Это очень важно для каждого молодого педагога.

 

news_right_column_240_400