Как не позволить банку опустошить свой карман
news_header_top_970_100

Как не позволить банку опустошить свой карман

90% исков обиженных финансовыми организациями татарстанцев за первое полугодие 2013 года уже удовлетворено.

Специалисты Роспотребнадзора по РТ поделились интересной статистикой: за прошедшие полгода к ним поступило 258 жалоб на финансовые организации, причем 247 из них – письменные. Сейчас клиенты банков жалуются на неправомерные действия коллекторов и на навязывание услуг по страхованию жизни и здоровья. Жалоб на включение в договоры условий о взимании банками комиссий за ведение ссудного счета, взимании комиссий за выдачу кредита, обслуживание кредита становится меньше, но они есть и сейчас. Ведь кредит во всех его формах нам предлагают взять всегда и везде. И самыми разнообразными способами.«Письмецо в конверте погоди, не рви...»

Сюрпризы от банков и коммерческих организаций, жаждущих дать нам денег на выгодных (это еще бабушка надвое сказала для кого прежде) условиях, в почтовых ящиках не редкость. Кто-то уже не удивляется периодической конвертной щедрости и спокойно отправляет бумажку в мусорную корзину, предварительно порвав на мелкие кусочки свои персональные данные. А кто-то еще задумывается... Сейчас разберемся, почему.Недавно коллеге пришел типичный конверт с фирменным значком банка и возгласом «Специально для Вас!» Вот с этого-то все и начинается именно для тех, кого все-таки удалось заставить задуматься. Банальная, но для некоторых чрезмерно привлекательная фраза деликатно давит на осознание своей исключительности, убеждая адресата, что банк работает только для него. Все мы, что скрывать, любим быть единственными и неповторимыми. И психологи, и пиарщики об этом прекрасно знают, а потому с лихвой отрабатывают хорошо забытые старые технологии по составлению подобных писем. Что же внутри? Вопросов не возникает, если мы получаем конверт от банка, с которым тесно работаем или работали. Эта категория писем, как правило, предлагает новые условия потребительских кредитов с более солидными суммами и, заметьте, не отстающими от них процентами. Впору удивиться и насторожиться, когда бумажная весточка приходит от банка, о котором мы знать не знаем. По непонятным причинам этот банк заочно одобряет нам выдачу кредита на энную сумму. Современный скептик-трудяга вряд ли спишет это на удачу и везение. А вот человек, сознательно неработающий и при этом жаждущий легких денег, - запросто. Такой конверт для него может стать неиссякаемым источником радости: «Повезло не кому-нибудь, а именно мне! И я ведь даже ничего для этого не делал!» Мысли вполне логичные и, как показывает бытовая практика, часто возникающие. А на радостях чего только не подпишешь и не купишь. Все эти письма буквально разрываются от восклицательных знаков и мотивационных возгласов. Здесь смешивается и целеполагание, и вечные вопросы о смысле жизни, которые, по мнению банков, заключаются в желании что-то непременно купить. Суть всего этого оптимистичного потока умещается в одно предложение: «Ты, главное, пожелай, деньги найдутся сами собой, а я (банк) окружу тебя своей заботой». Из этих заботливых пут порой очень трудно выбраться. Рекламный буклет (в нашем случае конверт) на то и рекламный, что не раскрывает всех подводных камней новых предложений и акций, предлагаемых банком. Кстати, эти банки получают наши адреса и телефоны от своих партнеров - банков или коммерческих структур, которым мы когда-то копиями своих документов и договорами предоставили свои данные. В том же договоре наверняка и поставили галочку напротив графы «Согласен на получение информационной корреспонденции». Вот и получаем. И от нашего банка, и от его партнеров. Мои знакомые, конечно, возмущаются, но не видят в этом повода для разборок. Проще выбросить. «Мы также можем Вам предложить...»

Довольно распространенный банковский ход: вместе с «зарплатной» картой в нагрузку выдается кредитная карта с определенным лимитом. Например, в 50 тысяч рублей. Такую карту недавно получила и я, а когда попыталась отказаться от этой «услуги», консультант, зная о моей профессии, видимо, сделала ставку на нехватку времени. В ответ на свой вопрос о возможности отказа от ненужного мне пластика, получила: «О-оой, Вы понимаете, это очень долгая процедура...» Действительно, терять свое драгоценное время на споры в тот день я не хотела. Поэтому отчасти не по доброй воле испытала все ухищрения сотрудника, заодно убедившись в его непревзойденных способностях психолога. Вручая папку с документами, консультант с улыбкой убеждает, что если я не захочу воспользоваться кредиткой, она так и будет лежать у меня целая и невредимая. Так-то оно так: ведь пароль для активации кредитки известен только клиенту. Но одновременно с таким заверением в подкорку головного мозга вбивается мысль: в случае, если вдруг окажетесь на мели, карту легко активировать, просто позвонив по номеру... Такой запасной вариант на совсем черный день, конечно, иметь хорошо, с этим трудно спорить. Но оказывается, что для некоторых воспользовавшихся этой карточкой черный день превращается в черную полосу непосильных кредитных обязательств. И зачастую потому, что мы не предупреждены - а значит не вооружены.ЗвездочкиИ в случае с конвертом, и в случае с «пластиком», решившись на кредит, необходимо досконально разобраться во всех условиях. Желание жить «здесь и сейчас», не отказывая себе в сиюминутной покупке всего, что пожелают и душа и тело, вполне понятно, но иногда напрочь лишает человека способности к здравомыслию. Не расплатившись с одним кредитом, он берет второй и далее по нарастающей. Причем, не заморачиваясь над содержанием договора. Особенно тогда, когда «из документов требуется только паспорт, а решение принимается за два-три дня». Строго говорить о том, что кредит - это плохо, не представляется возможным. Но процесс его оформления требует пристального внимания, а лучше хорошего юридического сопровождения, чтобы смотреть в книгу и не видеть фигу из непонятных терминов, а понимать, о чем идет речь в договоре и каким способом банк в перспективе может вытянуть из кармана тысячу-другую. И конечно, «звездные» пояснения. В них обычно указываются дополнительные сведения типа «Условие действует, если в такой-то срок...», «Данное выгодное условие распространяется только на категорию VIP-клиентов» и т. д. В это чрезвычайно размытое понятие мы, по неизвестным критериям банка, вряд ли входим. В общем, на эти звездочки, не стесняясь, стоит потратить время. От них в стандартном кредитном договоре может рябить в глазах, но разобравшись с каждой, невзирая на недовольство консультанта, в задачи которого входит в том числе и поторопить клиента, мы хотя бы будем знать, к чему надо быть готовым. Совет

Если все же после заключения договора выяснится, что в него включены условия, ущемляющие права потребителя (плата за ведение счетов, выдачу наличных денежных средств, выдачу кредита), или навязаны какие-то дополнительные услуги (страхование, открытие банковских карт), потребителю необходимо в первую очередь обратиться в банк, выставив ему требование об исключении таких незаконных условий, советуют в Роспотребнадзоре. Дело можно довести до суда, если банк откажется удовлетворить законные требования ущемленного в правах клиента или вовсе не ответит на претензию. Специалисты республиканского Роспотребнадзора всегда готовы дать соответствующие заключения по таким делам. Как показывает практика, суды все чаще встают на сторону потребителей.