В магазине в ответ на претензию равнодушная продавщица пояснила, что товар обмену не подлежит. Однако часто бывает достаточным грамотно изложить свои требования, чтобы добиться их выполнения. Тогда отпадет необходимость решать проблему через суд. Так советуют поступить специалисты по защите прав потребителей из Управления Роспотребнадзора по РТ. Вот их пошаговая инструкция по борьбе за свои права.
Прежде чем обращаться в суд, попробуйте вначале сами защитить свои права в досудебном порядке. За время действия закона о защите прав потребителей обширная судебная практика показала продавцам, изготовителям и исполнителям, что в тех случаях, когда потребитель выдвигает свои законные требования, выгоднее мирно разрешить возникший конфликт, чем решать его в суде.
Часто продавцы, изготовители и исполнители, видя правовую безграмотность потребителя, рассчитывают, что он не будет отстаивать свои права до конца, - это и служит наиболее частой причиной отказа выполнения законных требований потребителя в добровольном порядке. Поэтому порой оказывается достаточным грамотно изложить свои требования, чтобы добиться их выполнения.
Если же вам отказывают в выполнении ваших законных требований, - обращайтесь в суд. Хотя судебный процесс длится достаточно долго и потребует некоторых усилий и затрат времени, не стоит отказываться от подачи иска в суд, поскольку вы можете добиться выполнения своих требований и получить полное возмещение ущерба, в том числе судебных издержек и морального вреда.
Подайте письменную претензию
Если нарушены ваши права потребителя (например, куплен товар с недостатками) - вы вправе обратиться к продавцу (изготовителю, исполнителю) с предусмотренными законом требованиями. Если продавец (изготовитель, исполнитель) отказывается выполнить их, нужно подать ему письменную претензию или заявление с изложенными в нем требованиями.
Как писать претензию
Претензия может быть составлена в произвольной форме, однако необходимо указать:
1. Кому направляется претензия. Например: директору магазина (указать магазин), генеральному директору (указать фирму). Если вы знаете имя и фамилию директора, укажите их.
2. От кого претензия. Нужно указать свои Ф.И.О. и адрес, телефон - для связи с вами.
3. Отдельной строкой написать: ПРЕТЕНЗИЯ или ЗАЯВЛЕНИЕ.
4. В тексте претензии изложите существо дела, опишите все по порядку.
Например, «21 марта 2010 года я приобрела в вашем магазине холодильник» или «Я заключил с вами договор на оказание туристических услуг». Для обоснования претензий желательно ссылаться на соответствующие статьи законов: например, «согласно ст. 29 Закона «О защите прав потребителей» расторгнуть договор на оказание услуг, поскольку были допущены существенные недостатки оказанной услуги».
5. Четко сформулируйте свои требования. Например, «Прошу расторгнуть договор от 21.03.10 года и вернуть мне уплаченные по договору 3000 рублей».
6. Укажите в конце претензии, какие у вас намерения в случае, если ваши требования не будут удовлетворены в добровольном порядке. Например, «в противном случае я буду вынужден обратиться в суд. В исковом заявлении, помимо вышеизложенного, я буду просить суд взыскать с вашего предприятия неустойку и компенсацию морального вреда».
7. Поставьте дату и подпись.
8. Укажите, какие документы прилагаете к претензии. Например, ПРИЛОЖЕНИЕ: 1. Копия товарного чека. 2. Копия гарантийного талона. 3. Копия справки из гарантийной мастерской.
Какие документы прилагать к претензии
К претензии (заявлению) приложите копии имеющихся документов: товарного (кассового) чека, гарантийного талона, актов, справок и других документов, имеющихся в связи с претензией.
Нужно писать 2 экземпляра претензии
Претензия (заявление) должна быть написана в двух экземплярах, один из которых передается в магазин, а на втором работники магазина должны поставить свою подпись. Этот экземпляр останется у вас как подтверждение того, что претензия получена магазином.
Как нужно подать претензию
Если продавец (изготовитель, исполнитель) отказывается подписывать ваш экземпляр претензии (заявления) или просто его не принимает, отправьте его по почте (заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении).
Как должен быть оформлен отказ
Отказ выполнить ваши требования должен быть изложен в виде резолюции на вашем экземпляре или в отдельном документе.
Что делать дальше в случае отказа удовлетворения ваших требований
Если продавец (изготовитель, исполнитель) откажется выполнить требования, придется воспользоваться правом на судебную защиту.