Карина и Артур Багдасаровы: Вместо нас боятся наши ангелы-хранители

На минувшей неделе гостями «Казанских ведомостей» стали известные дрессировщики, создатели уникальной программы «Тигры-шоу» Карина и Артур БАГДАСАРОВЫ.

news_top_970_100

Представляем гостей

Карина и Артур Багдасаровы - представители знаменитой цирковой династии. Их папа - народный артист России Михаил Багдасаров, был ассистентом у талантливой дрессировщицы Маргариты Назаровой. В 1978 году он подготовил свой номер со львами, тиграми, рысями, пумой и волком. С 1991 года Михаил Ашотович создает аттракцион «Тигры-шоу». В этот номер он ввел Карину, которой тогда было 18 лет. В 1993 году с тиграми начал работать и 15-летний Артур, став самым юным укротителем полосатых хищников.

Родился в рубашке

- В вашей программе есть номер, когда тигры вас окружают со всех сторон, но ведь к хищникам нельзя поворачиваться спиной...

Артур: Это авторский трюк нашего папы. И я второй такой идиот, который это повторяет.

Карина: Мало того, Артур усложнил номер. У папы тигры подползали и лежали, а у него они подходят и встают на задние лапы. Хотя к хищникам спиной стоять нельзя. В них от природы заложено: если повернулся спиной - они воспринимают тебя как добычу и сразу бросаются. Не зря ни одна страховая компания не берется страховать наши жизни.

- Однажды вы были на волосок от смерти...

Артур: То, что я остался жив, можно назвать чудом. Бог спас... В борьбе Цезарь уронил меня, и первое чудо - не раздавил. Второе - другие тигры не ввязались в драку. Карина смогла их удержать, и папа выскочил на манеж, шумовым пистолетом отогнал Цезаря и вытащил меня. Была боль, реанимация...

- Как вы налаживали потом контакт с Цезарем?

Артур: Было тяжело и страшно не только с Цезарем. В больнице я думал: «Все! Хватит. Пора бросать это дело». Но через четыре месяца после того, как меня погрызли, снова вышел на манеж. Человек все очень быстро забывает - и плохое, и хорошее. Прошло уже почти три года. Сейчас мне ничего не напоминает о том событии - ну, рука работает не в полную силу, ну, пара дырок в голове... Больше ничего. Но я помню это. Цезарь тоже не забыл. Пока у нас с ним нейтралитет.

Папа правильно говорит, что дрессировщик никогда по-настоящему не поймет и не осознает, насколько опасны животные, пока не ощутит это на собственной шкуре. Вообще, не только дрессура, любой цирковой жанр - это перебарывание своего страха. Ну какой нормальный человек в здравом уме по доброй воле полезет под купол цирка или войдет в клетку с хищниками?

- Можно ли дружить с тигром?

Карина: Мы с Артуром недавно пришли к мысли: у нас иллюзия, что мы такие сильные и бесстрашные. Перед тобой огромные звери - по 300 кг смерти, с огромными клыками и когтями. Физически мы ничем им не можем противостоять. Кнут, палка, шумовой пистолет для них ничто. Даже играючи, тигр может здорово поранить или зашибить тебя насмерть.

- Как вы боретесь со страхом?

Карина: Перед каждым выходом на манеж молимся своим ангелам-хранителям.

Артур: Надо понимать, что дружбы между тигром и дрессировщиком быть не может. Тигр - не собака. Ему чужда привязанность, даже если ты возишься с ним с недельного возраста и выкармливаешь из бутылочки. Он - хищник, потенциальный убийца. Но мы не даем своим тиграм понять, насколько они сильны и опасны. Если они это почувствуют - сожрут.

Карина: Им надо показывать, что ты вожак стаи! Например, Артур может работать без палки или подойти к тигру, рыкнуть на него так, что тот изумленно сядет и выпендриваться уже не станет.

- У вас был уникальный тигр Икар...

Карина: Мы воспитываем уже четвертое поколение тигров, но такого, как Икар, никогда не было. Он был очень злой, огромный, с перебитым носом. Его подпольная кличка Зэк. Он любил подраться и даже двух тигров загрыз. Но я почему-то на сто процентов была уверена, что со мной этот зверь ничего не сделает. Было ощущение, он все понимает. Мы с Икаром без страховки поднимались под купол на маленькой площадке - метр на полметра, моя жизнь была полностью в его лапах. Когда он умер, я больше ни с кем не рискнула повторить этот трюк.

Цирк - недетское искусство

- Наивный вопрос: почему, по-вашему, люди ходят в цирк?

Карина: А потому что это чистое искусство. Не подделка. Я люблю балет, оперу, театр. Это тоже живое искусство, не под фонограмму.

Артур: Качество программ сейчас совсем не то, что было несколько лет назад. Современный цирк - шоу для взрослых зрителей. Кто-то сказал, что цирк - для детей, и все поверили в эту чушь. Цирк - абсолютно не для детей! Разве трехлетний ребенок поймет, что артисты без страховки исполняют смертельные трюки? Если хотите повеселить и порадовать детей, идите в кукольный театр, в зоопарк. Вот там безопасно и весело.

- У многих дрессировщиков во время гастролей за границей возникают проблемы с представителями «зеленых», которые устраивают митинги и марши протеста...

Артур: Бывает такое. «Зеленые» могут стоять у цирка с плакатами типа: «Мучители животных!», «Вы на бедных собачек матом ругаетесь. Вон из страны!» Но стоит дать им денег на какой-нибудь природоохранный фонд, они сразу успокаиваются.

Карина: Дрессировщик не может быть добреньким, белым и пушистым. Отношения с тиграми не могут строиться на ласке.

- А как вы их наказываете?

Карина: Можно крикнуть, ударить палочкой. Но только сразу, как зверь провинился. Нельзя наказывать после представления. У него память такая, что он уже не помнит, что натворил пять минут назад. Здесь как с ребенком, надо сразу объяснять, в чем тигр не прав.

Презент от «казанских пацанов»

- Правда ли, что в Казани Артур впервые вышел на манеж в качестве дрессировщика?

Артур: Точно, это было 16 лет назад. Мои первые животные - ослики. Но работать с ними сложнее, чем с тиграми. Проблема в том, что они вообще ничего не умеют. Номер был комический, построенный на том, что один ослик делал все наоборот: все кружились в одну сторону, а он в другую, все перескакивали через барьер, а он перелезал под ним или обходил препятствие... Казань запомнилась зрителями. После представления к Карине пришла казанская братва. Конкретные такие пацаны в тренировочных костюмах с огромным букетом роз. Они вручили Карине цветы и визитку со словами: «Сестра, проблемы будут, звони!»

- Вы успели увидеть обновленную Казань?

Карина: Нам показали город, мы сходили на экскурсию в кремль. А еще пообщались с ребятами из Казанской цирковой школы. Школа на высочайшем уровне. Поражает, что уже в таком раннем возрасте у детей профессиональное отношение к тому, что они делают. И результаты потрясающие - ребята занимают призовые места в Монте-Карло и на других престижных цирковых конкурсах и фестивалях.

- Многие родители переживают, что нагрузки в цирковой школе очень большие...

Карина: А в цирке нельзя достичь серьезных результатов без труда и боли. Жалея себя, ничего не добьешься. Надо пахать без жалости к себе, как мы с Артуром с 10 лет. В школе поведение братика было на твердую двойку - весь дневник в замечаниях. Но однажды мы пригласили учительницу на репетицию. Она посмотрела, как мы работаем, и после этого замечания прекратились.

- Ваши сыновья продолжат цирковую династию Багдасаровых?

Артур: Ричард и Никита пока маленькие - им 8 и 9 лет. Моя позиция: пусть у них будет нормальное детство, а дальше сами решат, кем стать.

КСТАТИ

Почему тигры не любят халаты и омлет?

Недавно Карина и Артур были на гастролях в Казахстане. У них в труппе четыре казахских тигра. Журналисты, естественно, полюбопытствовали: а чем они отличаются от уссурийских? Артур пошутил: «Они у нас работают в тюбетейках».

Эту забавную историю Багдасаровы рассказали на пресс-конференции в Астане. Один журналист на полном серьезе вдруг спрашивает: «Наверное, сложно тиграм тюбетейки надевать?» Ответ был достоин вопроса: «Нет, халаты надевать сложнее - задние лапы запутываются...» Следующий вопрос был еще лучше: «Правда, что у тигра такие крепкие когти, что он одним ударом пробивает сковородку?» Артур, старясь не расхохотаться, ответил: «Конечно, обычно наши тигры сами готовят себе омлет. И когда взбивают яйца, иногда пробивают сковородки». Журналист с самым серьезным видом старательно записал все это.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100