Казань в балетном мире давно не провинция

Обладатель титула «Рыцарь танца» худрук оперного театра Владимир Яковлев побывал в гостях «КВ». Мы пригласили его в разгар XXII Международного фестиваля классического балета имени Рудольфа Нуриева. Несмотря на занятость и недавно прооперированную ногу, Владимир Алексеевич смог найти время в напряженном рабочем графике.

news_top_970_100

Представляем гостя

Яковлев окончил Ленинградское хореографическое училище в 1969 году и с этого времени служит татарстанскому балету. Во второй половине восьмидесятых годов стал худруком балетной труппы театра им. М.Джалиля. Благодаря ему казанский балет вышел на международный уровень. Заслуженный артист России, обладатель российской премии «Душа танца» Владимир Яковлев - один из организаторов Нуриевского фестиваля, на котором с удовольствием выступают танцовщики разных направлений и школ, признанные мастера и восходящие звезды мирового балета.

Как давали имя фестивалю

- Как удалось уговорить Рудольфа Нуриева, чтобы казанский фестиваль носил его имя?

- Сначала мы просто планировали пригласить легендарного Нуриева в Казань. Но потом возникла идея назвать фестиваль его именем. Конечно, мастер такого класса никогда не даст разрешения на то, чтобы его имя было присвоено какому-нибудь низкосортному продукту. Он познакомился с нашей труппой, фестивалем, увидел, как все это происходит, и дал добро.

- Но вопрос его приезда решался долго и сложно...

- Да, это непростая история. Когда все формальности были соблюдены, Нуриев пропал. А потом вдруг раздался звонок нашего общего знакомого, который сказал, что Рудольф готов приехать. Нуриев знал, что жить ему осталось немного. Знал, что это прощание. Он умер через полгода после визита в Казань.

- Какие впечатления остались у вас от общения с Великим Руди?

- Я безумно волновался. Безумно! Время тогда было непонятное. Вроде бы Рудольфа пустили в Россию, но официально ярлык «изменник Родины» с него не сняли. Он все время ожидал какой-нибудь провокации. Боялся, что каждую секунду его могут арестовать. Но постепенно стал оттаивать.

Встреча в Казани была более чем скромной. Он сходит с поезда, и никакой шумихи: ни журналистов, ни толпы поклонников, к которым он привык. Мы повезли его в Молодежный центр. Там была в те годы лучшая в городе гостиница. Нуриеву выделили номер люкс. По тем временам - две комнаты, диван, телевизор и телефон. На пятом этаже. Мы подошли к лифту, и Рудольф говорит: «А лифт не работает. Не может в России лифт работать!» Нажимаю кнопку - точно, не работает! «Я же говорил, ну не может в России работать лифт! Я возвращаюсь в Париж!» Развернулся и пошел к выходу. Мы буквально потащили его к лестнице и стали заталкивать на пятый этаж. Затолкали. Он прямо в одежде упал на кровать, закрылся пальто и попросил массажиста.

Сотрудник театра помчался в ближайшую поликлинику. Зашел в массажный кабинет, взял за руку массажистку: «Пройдемте со мной!» Женщина очень волновалась. Ей же ничего не объяснили: куда везут, зачем... «Кому делать массаж?» «Не важно кому, готовьтесь». От этих слов она впала в полуобморочное состояние. Рудольфу сказали, что массажистка приехала. Он резко ответил: No! Only man! («Нет! Только мужчина!») Я подошел к перепуганной женщине: «Большое спасибо, вы свободны». Она восприняла это как оправдательный приговор. А Нуриеву через полчаса нашли мужчину-массажиста.

В балете главное - голова

- Родители, отводя ребенка в хореографическое училище, знают, на что его обрекают?

- Скорее всего, и не догадываются. Они же думают, что именно из их ребенка вырастет звезда - второй Нуриев или вторая Плисецкая. Я знаю, что такое балетная карьера. Поэтому не отдал в хореографическое училище ни дочь, ни сына. Училище очень сильно отличается от обычной школы. Там другие взаимоотношения, предметы, иная культура. «Балетным» детям адаптироваться в обычной школьной среде всегда сложно. Поэтому, когда я был руководителем училища, всегда говорил родителям: страшно не тогда, когда ребенка не приняли. Он поплачет и успокоится. А когда он проучится год, два и его отчислят за профнепригодность. Вот это трагедия.

- Наверное, в хореографическом учатся особенные дети, которые готовы часами репетировать, выдерживать огромные физические и эмоциональные нагрузки...

- Нагрузки, конечно, есть. Но в ребенке столько энергии, что он легко с ними справляется. Я, например, не помню этих нагрузок, когда учился. Помню, что мы репетировали до 12 часов ночи, и ничего. Конечно, были и слезы, и боль, но в памяти осталась только радость. Мне было легко! А мы рассуждаем с позиции взрослого человека: ой, ребенок устал, ой, у ребенка нет детства.

- А можно в маленьком мальчике или девочке разглядеть звезду такого масштаба, как Нуриев?

- Талантливый артист - штучное производство. Талант виден сразу. Но вопрос в том, сможет ли человек его проявить, не загубит ли на корню? Часто бывает так: у танцовщика есть выдающиеся способности, но не хватает либо серого вещества, либо трудолюбия. Либо он такого высокого мнения о себе, что считает, трудиться ему совсем не надо. Зачем, если он и так уже звезда. В результате ничего из него не получается. А бывает, ребята с далеко не идеальными данными и способностями вдруг достигают великолепных результатов.

- То есть артист должен быть умным?

- Вот именно! Голова должна идти впереди ног, а не наоборот. Наш педагог по истории балета говорила: «Подключайте мозги! Мозги - первое, что бросается в глаза, когда вы выходите на сцену».

- В вашей балетной труппе есть проблемы с кадрами?

- Были времена, когда я с трудом набирал актеров. Например, приезжал в Пермское хореографическое училище, и ребята, как только слышали слово «Казань», убегали от меня как от чумного: «Казань?! Это группировки, бандитизм, беспредел!» Я понял, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Мы открыли свое училище, у нас появилась своя школа. Имидж города изменился. Сейчас никому не надо объяснять, что такое Казань. Это высокий уровень и престиж. Слово «провинция» для татарстанского балета давно в прошлом. Так что сейчас проблема не в том, чтобы набрать талантливых артистов, а чтобы удержать их. Ведь наших ребят с удовольствием приглашают лучшие театры и балетные коллективы мира. Чтобы человек остался в Казани, надо в первую очередь решить проблемы с жильем и платить достойную зарплату.

- Век балетного актера недолог - 15 - 20 лет. А чем занимаются молодые пенсионеры после ухода со сцены?

- Очень больной вопрос. Это кому как повезет. Раньше было много дворцов пионеров, самодеятельных ансамблей при школах, заводах, куда можно было бы пойти худруком. А сейчас такого нет. Да и не каждый танцовщик сможет стать хореографом. Артисты балета выходят на пенсию, когда им около 40 лет. В таком возрасте сложно начать новую жизнь и освоить другую профессию. А льготная пенсия - приблизительно 3 тысячи рублей. Как жить на такие деньги?..

Балет - искусство для настоящих мужчин

- Владимир Алексеевич, понятия «балет» и «настоящий мужчина» совместимы?

- Вы имеете в виду ориентацию?

- И это тоже.

- Да, есть такое расхожее мнение, что все мужики в балете - геи, а актрисы - легкодоступные, ветреные особы. В балете их не больше и не меньше, чем в других сферах. Просто артисты на виду, поэтому и создается такое впечатление. Когда я учился в Петербурге, попал в больницу. Лежал в палате на десять человек. Когда мужики узнали, что я артист балета, они с завистью говорили: «Как тебе повезло! Ты таких красивых баб можешь обнимать». Им было бесполезно объяснять, что когда делаешь поддержки, главное - партнершу не уронить!

- А то, что многие актеры любят расслабляться с помощью спиртного, - тоже миф?

- Артисты стали более ответственно подходить к себе и своему делу. Раньше - да, было несколько иначе - закатывались банкеты по любому поводу. Станцует малюсенькую партию - гулянка. Когда я работал первый год, был такой случай. После премьерного спектакля в тот же вечер мы уезжали на гастроли. Времени на банкет нет. Тогда «бывалые» организовали его в антракте. Я приехал из Петербурга, весь такой воспитанный. Меня подобный подход к работе особенно поразил. Волнуюсь, готовлюсь к выходу, а коллеги спокойно пьют водку. Кто-то, выпив, уже решил и хореографию поменять. В итоге одни танцуют старую хореографию, а другие только что придуманную. Сейчас ситуация изменилась. Молодым ребятам не надо доказывать, что пьянка ничего, кроме проблем и болезней, не принесет. Они, к счастью, стали шевелить мозгами. Понимают, если хочешь достичь успеха, надо постоянно держать себя в отличной форме.

news_right_column_240_400