Казанец открыл в Вене «АРТколхоз» и приглашает туда художников столицы Татарстана

Что такое «АРТколхоз»? Чем он может быть интересен татарстанским художникам? Об этом наша беседа с гостем из Вены Никитой Суховым.

news_top_970_100
Автор фото: Фото: Фарит МУРАТОВ

Вместе с младшим братом Даниилом Никита организовал в Австрии молодежное творческое объединение с необычным названием «АРТколхоз». Кстати, Даниил учится на мехмате Венского университета. Совсем недавно он поступил в Венскую академию художеств, которая ориентирована больше на современное искусство.

Недавно Никита побывал в родном городе, чтобы обсудить с казанскими художниками возможность совместных проектов в рамках «АРТколхоза». 

— Никита, что такое «АРТколхоз»?

— «АРТколхоз» объединяет молодых художников, живущих в Австрии. Сначала мы с братом и еще несколько человек решили создать объединение художников для себя, чтобы выставлять свои картины. Наша цель — самим заниматься продвижением своего творчества, организовывать выставки, проводить творческие акции. Постепенно к нам стали подключаться студенты двух венских художественных академий. Это ребята из разных стран. Так наш проект стал международным. 

— Движение назвали «АРТколхоз». «Арт» — это понятно всем. А как вы объясняете европейцам, что такое «колхоз»? 

— Да, это слово для них не совсем понятное. Но мы говорим, что колхоз — это просто, это коллективное хозяйство. И всем все становится ясно. 

— Художник — дело интимное. А что дает объединение в большую команду, пусть даже эта команда единомышленников?

— Для любого художника для творчества важно уединение. Но и общение должно быть. У всех нас есть желание поделиться своими мыслями, узнать мнение о своей работе от профессионалов, коллег, провести выставку. Но не у каждого художника есть талант менеджера. А когда мы объединяемся, то организационные вопросы решать намного проще. 

— Никита, как адаптировались в Вене? 

— Самым сложным в новой стране, кроме смены привычной обстановки, привычного уклада жизни, был языковой барьер. В Австрии мы в основном общались и общаемся в русскоязычной среде. В Казани я учил английский. Там пришлось осваивать немецкий, потому что обучение в Вене на немецком языке. Сейчас на немецком могу общаться более свободно. И самое классное, когда ты можешь шутить на другом языке.

Вену полюбил сразу. Это красивый город. Одно время работал в компании по доставке еды (развозил еду на велосипеде) и могу сказать, что город знаю хорошо.

Когда живешь в центре Европы, проще путешествовать. Всегда мечтал увидеть Париж, и мы с братом побывали там. Удалось порисовать на улицах вместе с парижскими художниками. Оказалось, что в Париже людям до 25 лет вход в музеи бесплатный, и мы в Лувре побывали три или четыре раза. 

— Легко поступили в Венскую художественную академию? 

— В академии с нового учебного года. Поступил с седьмого раза. Но все время продолжал работать, расписывал кафе, рисовал. На самом деле я поступил в очень интересное время. Пандемия изменила ритм жизни, форму обучения. Сейчас в основном обучение дистанционное. И вот сегодня у меня будет встреча с профессором в формате онлайн. 

— Какой самый интересный проект, в котором вы принимали участие?

— Я написал большую панорамную картину — 10 метров в длину, 2 метра в высоту. История любопытная. Сидел на улице, рисовал. Из дома напротив вышел мужчина, посмотрел, как я рисую. Мы познакомились. Он австриец. Узнав, что я из России, заказал мне картину — панораму истории России. Работа длилась два года, но это было очень интересно. 

Прошлым летом в рамках «АРТколхоза» в самом центре Вене провели масштабную выставку «Кураторам — нет!». Мы хотели привлечь внимание к очень актуальной теме: хорошее ли это явление — кураторство в искусстве? Часто кураторы-менеджеры диктуют художникам, что и как рисовать. Вот так кураторы из помощников превращаются в диктаторов. А они должны уважать мнение художника, не ограничивать его свободу. 

— Вы считаете, что раньше художникам было легче?

— Лет 30 — 40 лет назад художники были намного свободнее. Художники — это пропагандисты свободы в обществе. И отсутствие свободы пагубно влияет на творчество. Художник всегда должен быть на контрасте с чем-то: за что-то или против чего-то. Нейтральным он оставаться не должен. 

В нашей выставке приняли участие и профессиональные художники, и любители. И на мой взгляд, это хорошо. Они получили возможность выставиться, пригласить на выставку своих друзей. Несмотря на пандемию, на ее открытии было около 300 человек, она стала заметным событием в культурной жизни Вены. 

Справка

Никита Сухов родился и вырос в Казани. В 2012 году семья переехала в Австрию. 

Учится в Венском университете на факультете «История искусств». В прошлом году стал студентом и Венской художественной академии, которая имеет 400-летнюю историю. 

news_right_column_240_400