Любители балета знают, что Рудольф Нуриев не танцевал на сцене театра им. М.Джалиля. Казанцы увидели его в абсолютно непривычной роли - роли дирижера. Нуриев стоял за дирижерским пультом во время спектакля «Щелкунчик», который шел в рамках фестиваля классического балета. Именно тогда фестиваль получил имя Нуриева. Танцовщик дал на это согласие.
Восстановить события тех весенних дней оказалось непросто. Составители книги Рустем Ишмуратов, Марат Магдеев и Зульфира Туганова буквально по крупицам собирали информацию, встречались с людьми, которым посчастливилось пообщаться с Нуриевым.
Несмотря на плотный график и множество официальных встреч, танцовщик нашел время, чтобы побывать в гостях у Натана Игоревича и Татьяны Геннадьевны Антроповых, куда его пригласили оркестранты оперного театра. В этом гостеприимном доме на ул. К.Маркса побывали многие известные люди.
- У нас во дворе, как нарочно, шел ремонт. Двор был перекопан: в центре большая яма, снег вперемешку с грязью. Мы видели, как Нуриев застыл в изумлении от такой картины. Думали, а вдруг он повернется и уйдет? Но музыканты подняли маэстро на руки и пронесли его через наш перекопанный двор до самых дверей дома, - вспоминает Татьяна Геннадьевна. - Вначале Нуриев вел себя настороженно. Ведь официально ярлык «изменника Родины» с него еще не сняли. Он боялся, что каждую секунду могут прийти и арестовать. Но атмосфера в доме была настолько доброжелательная, что он расслабился и даже выпил водки. Как нам потом сказали, такого он не позволял себе нигде из-за боязни провокаций.
На прощание Рудольф Нуриев оставил запись в альбоме Антроповых: «Чудный вечер. Счастье и дружба навеки». Видимо, он волновался, и от волнения путал русские и латинские буквы. И слово «дружба» у него получилось как «друJба».
КСТАТИ
Во всем мире фамилия гения танца пишется Нуриев. Но название книги - «Рудольф Нуреев в Казани». Как объяснили составители сборника воспоминаний, написание фамилии Великого Руди через букву «е» - это попытка быть более правдивыми и точными. В личном деле отца танцовщика Хамита Нуреева, в профсоюзном билете и советском паспорте самого Рудольфа Хамитовича его фамилия пишется через «е». В принципе оба варианта допустимы.