ИСТОРИЯ ШЕДЕВРА. По словам директора музея Марины Агеевой, в прошлом году картине исполнилось 500 лет. В 1508 году Папа Юлий II пригласил в Рим 24-летнего Рафаэля и поручил ему создание фресок во дворце Ватикана. Год спустя была написана картина «Святое семейство». Взяв за основу известный евангельский сюжет, художник показывает Марию и старца Иосифа в тот момент, когда они любуются проснувшимся младенцем Иисусом Христом. Дальнейшая судьба картины полна неожиданных приключений и тайн. Некоторое время она принадлежала церкви Санта-Мария, что находится в Риме на улице Пополо, и получила новое имя «Мадонна дель Пополо». В 40-е годы XVI века ее выкрали из храма, но вскоре «Мадонна» нашлась. Потом картина неоднократно пропадала. В 1798 году Наполеон после успешного похода по Италии по контрибуции затребовал 100 картин итальянских художников, среди которых была и «Мадонна». А когда ее привезли императору, оказалось, что в дороге полотно подменили на плохо исполненную копию. Что стало с оригиналом – неизвестно. Но позже картина оказалась в коллекции промышленника Николая Демидова – одного из богатейших людей России. Он жил во Флоренции, и после его смерти в 1828 году его коллекцию работ итальянских мастеров перевезли в Россию. Часть картин была послана на Урал, на родину Демидова, для украшения господских домов и церквей в Нижнем Тагиле.
Новая история «Мадонны» началась в 1924 году. На чердаке господского дома завхоз Иван Колеватов обнаружил несколько картин, среди них была и потемневшая доска со следами живописи. Он передал старинные произведения искусства в краеведческий музей. Промыв картину и прочитав надпись, выполненную золотом по вороту платья Мадонны, сотрудники музея были потрясены: «Рафаэль Урбинас, писавший в 1509 году». О находке сообщили в Москву. В Тагил приехал известный реставратор Игорь Грабарь. Обследовав картину, он пришел к выводу, что это не копия, а вероятно, именно тот самый оригинал, который находился некогда в Римской церкви Санта-Мария дель Пополо. Но произведение было в плачевном состоянии: доска разломана на две неравные части, поедена жучком, всюду следы от гвоздей и царапины. Навредила картине и неумелая реставрация. «Мадонна» написана темперной краской, а реставраторы прошлых веков реставрировали ее маслом. Масляный слой просто «съедал» темперу. Три года понадобилось Игорю Грабарю и его коллегам-реставраторам, чтобы «вылечить» шедевр Рафаэля и вернуть его к жизни. После реставрации картина долгое время принадлежала Госмузею изобразительных искусств им. Пушкина, затем Свердловской картинной галерее. В 1978 году «Святое семейство» было передано Нижнетагильскому музею изобразительных искусств.
ПОДАРОК ДЛЯ КАЗАНИ. «Мадонна» редко покидает родной музей. Казань стала исключением. В наш город картина приехала благодаря финансовой и организационной поддержке коллекционера Александра Шадрина, который недавно привозил в Казань коллекцию работ Сальвадора Дали. Теперь в течение месяца казанцы смогут любоваться шедевром Рафаэля.