Проворные женские пальцы вплетают в сеть одну за другой ленты разного цвета: коричневые, зеленые, фиолетовые, белые, желтые, двухцветные... Со стороны напоминает муравейник. У одного станка человека четыре, у другого три. Как-то сам по себе сложился этот женский коллектив из волонтеров села Нармонка, что в Лаишевском районе РТ. Женщины признаются: они так сроднились, внося каждая свою лепту в общее дело - помощь бойцам СВО.
Наш штаб, так мы его называем, занимает две комнаты в бывшем здании старого детского садика. Рядом со станками за письменным столом идет своя операция - здесь творят сухой душ. В целлофановом пакетике тряпицы, пропитанные гелем для душа, - аккуратно сложенные, помещаются даже в кармане. Во второй комнате царствуют швеи, две машинки, одна из них ножная. Часть женщин шьют на дому. Тут же огромный стол, на котором кроят толстовки, плащи, маскировочные костюмы, одеяла из ткани в несколько слоев, чтобы не заметили тепловизоры.
У каждой из женщин своя судьба. Одной из них - Сание Абдулхаевне Мухаметзяновой - довелось работать даже бактериологом в санэпидемстанции за полярным кругом. В 1988 году они с мужем приехали в Лаишево, в 2012 году - в Нармонку. «Узнав о волонтерах, принесла как-то сюда тюль для сетей, шубу для стелек, так и осталась. Я довольна, что мы все вместе. Душой болею за тех женщин, у кого сыновья там. Мне стыдно сидеть дома, когда они ходят сюда», - поделилась Сания апа.
Мудрая, быстрая, всегда в хорошем настроении, она словно оберег для других женщин. Удивляет ее простота, какая-то ласковость. «В нашем роду я самая старая. Папу ранило, он приехал на побывку в 44-м, а потом я родилась. Когда второй раз ранило, он даже подержал меня на руках... Первое время - ложусь спать, сети перед глазами, шляпки не получаются, ворочаюсь. Сейчас руки привыкли, проворно бегают», - рассказала женщина.
У Зинаиды Ивановны сын на СВО уже два года. Он уехал, еще не знал, что жена ждет малышку. Через полгода приехал на побывку, крестили дочку. Очень радовался, что появилась девочка - у него двое сыновей. Зинаида Ивановна рассказала: «Пришел на побывку другой человек - повзрослел, постарел, а нынче будет всего 38 лет. Сказал: «Мама, я все равно не смог бы жить по-другому, я поехал свою Родину защищать».
Анна Васильевна Марьина - в прошлом депутат РСФСР. Тепло своих рук она отдала не одному десятку пар шерстяных носков, что отправились в зону СВО.
Общее дело сближает людей. За работой обсуждаем житейские дела, чай вместе пьем.
Каждый вторник чета Нуриахметовых - Дания Равиловна и ее муж Васил - в штабе к обеду накрывают стол. И делают это так непринужденно, по-домашнему. «У нас удивительные люди. Я не могу долго стоять, плести сети: болит спина. Но мне хочется помочь, тоже вложить частичку своей души. Думаю про наших ребят, кто сейчас там, молюсь».
Молодая, высокая, красивая Алена Дындова - координатор благотворительного фонда «Помощь СВОим», отличается скромностью. Она молодец! Если какие-то материалы заканчиваются, стоит только позвонить - сразу привезет. Без нее не было бы такой слаженности в работе. А ведь у нее самой трое детей-школьников, муж.
Однажды на шкафчике в штабе появилась Казанская икона Божией Матери. Следом стали появляться другие, например Божия Матерь «Взыскание погибших» - икона отцов и матерей, молящихся о своих детях, икона-утешительница родительской скорби, образ «Умягчение злых сердец».
«Что изменилось в моей жизни с приходом сюда? Пришла с чувством быть полезной, обрела новых друзей. Стала больше понимать, как проявляются люди в трудное время, как открываются их лучшие качества. Сания апа - оптимистка, Дания апа приговаривает, что ноги сами несут сюда. Ее сын отремонтировал всю электрику в комнатах штаба, - рассказала Надежда Михайловна Симанова. - Сложно сестре - сын там. Иногда ночую у нее. Помогает Казанская икона Божией Матери из храма села Астраханки. Икона стала как родная. Ее сыну в этом году 50 лет. Он офицер! Дают пополнение, новеньких, контрактников - занимается переподготовкой, создает коллектив».
Махира Рафаиловна Гайнутдинова приходит в штаб раньше всех, в 7 утра: «Плету сети. Прихожу пораньше, люблю, когда одна. Начинаю с молитвы. У нас дружный коллектив, как будто нас всех подобрали. Сестренка, приехав в гости, тоже поработала в штабе неделю. Говорит, будто отдохнула душой, очень понравилась атмосфера. Хороший руководитель Алена, никогда не сидим без работы».
Роза Кашапова поделилась воспоминаниями своей бабушки Муршиды Кашаповны: «В 1934 году она пошла работать в артель. Башмаки шили, тапочки, ичиги - с вышивкой и без. В 1941 году, когда началась война, башмаки стали никому не нужны. На двери артели повесили замок, все вышли на колхозную работу. Наступила зима. Машина из Казани постоянно привозила обувь на ремонт, а готовую, отремонтированную увозила. На каждого человека норма - 18 пар валенок подшить. Труд был тяжелый... И сейчас есть люди, на которых можно положиться, - волонтеры. На них вся страна держится. Штаб открыт с утра до вечера. Люди с большой буквы ходят как на работу, дождь не дождь, буран не буран... (На ее глаза наворачиваются слезы.)
Так в селе Нармонка женщины разного возраста и разных профессий - от санитарки до бывшего депутата РСФСР - просто приближают победу.
Александра СЕРОВА
Фото автора